Разногласия законодательной и исполнительной властей Тольятти оказались удачно разыгранным политическим спектаклем. Спектакль прошёл в двух действиях: «мэр наложил вето на проект бюджета», а «депутаты преодолели мэрское вето». Уже после того, как конфликт был разрешён, общественность узнала, что, оказывается, Устав городского округа Тольятти не предоставляет главе города возможности ветировать главный финансовый документ.

 

Напомним, в среду, 27 ноября, Тольяттинская городская дума повторно рассмотрела в первом чтении проект бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 гг. На заседании мэр Сергей Андреев отказался подписывать документ, утверждённый думой ещё 16 ноября. Основные разногласия исполнительной и законодательной властей Тольятти базировались вокруг формирования доходной части бюджета. Депутаты предлагали увеличить доходы на 313,5 млн рублей за счёт дополнительных поступлений от продажи права на размещение рекламных конструкций (225 млн рублей), уплаты земельного налога (50 млн рублей), заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на городском имуществе (35 млн рублей) и дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальному образованию, (3,5 млн рублей). Мэрия также предполагала увеличить доходы, но за счёт бюджетного кредита на сумму 150 млн рублей и привлечения областных субсидий в размере 200 млн.

Депутаты посчитали, что кредитование города и изыскание средств из вышестоящего бюджета неприемлемо для Тольятти и может привести к увеличению размера муниципального долга, сумма которого и так достаточно велика. Представители мэрии, в свою очередь, посчитали невозможным увеличение доходной части за счёт собственных доходов, так как Дума не представила расчёты, подтверждающие заложенные в бюджет цифры.

Как и стоило ожидать, в конфликте между «единороссовской» думой и «андреевской» мэрией (Сергей Андреев, напомним, является членом федерального гражданского комитета партии «Гражданская платформа» и близким другом её лидера Михаила Прохорова) региональные власти поддержали законодателей и внесли собственную лепту в «публичную порку» городской администрации. На совещании в министерстве управления финансами региональные власти отказали Тольятти в дополнительном финансировании, в том числе и за счёт фонда стимулирующих субсидий. Тольяттинцам однозначно дали понять, что городу не стоит ждать денег «свыше» и необходимо ориентировался на самостоятельное зарабатывание средств.

Заместитель председателя областного правительства, министр управления финансами Сергей Кандеев выступил с официальным письмом по этому поводу, где, как передаёт думская пресс-служба, «не только отмечается правомерность и обоснованность решения парламента относительно увеличения собственных доходов, но и содержится прямая рекомендация для мэрии активизировать работы по проведению мероприятий, направленных на увеличение собственных доходов, что в принципе, является непосредственной обязанностью исполнительной власти».

Стоит отметить, что именно позиция области стала основным аргументом депутатов в споре об обоснованности дополнительных 313 миллионов бюджетных доходов. Вместо того, чтобы доказать мэрии рациональность этих цифр, гордума сослалась на принцип «кто выше, тот и прав». Так, председатель думы Дмитрий Микель в ответ на упрёки исполнительной власти в отсутствии реалистичных расчётов заметил, что расчёты депутатов соотносятся с расчётами областного минфина. Это якобы и свидетельствует о верности именно думского подхода.

«Надеюсь, аргументы областной власти убедят мэрию в правомерности и обоснованности точки зрения городской Думы, и дальнейшая работа по бюджету пройдет в более конструктивном формате. Тем более что впереди нас ждёт не менее ответственный её этап – рассмотрение и утверждение расходной части», - заявил спикер.

Напомним, что противостояние мэрии и гордумы «вырвалось» в публичную плоскость 6 ноября, когда депутаты единогласно отказались утверждать в первом чтении предложенный мэрией проект бюджета и направили его на доработку в согласительную комиссию. Речь шла о тех же возможных доходах за рекламу и земельный налог, неучтённых в документе. Анализируя мэрский проект бюджета, думские сторонники говорили о том, что доходы якобы были занижены умышленно, и даже усматривали в этом коррупционную составляющую.

Нужно отметить, что это заседание было внеплановым. Как рассказали сами депутаты, проект бюджета собирались рассматривать на очередном заседании 13 ноября. Однако парламентарии предпочли рассмотреть его заранее, оставив себе время для публичной критики предложенного проекта и обезопасив себя от срыва сроков его принятия. Одним из наиболее яростных критиков мэрского варианта бюджета в прессе выступил почётный гражданин Тольятти, социолог Сергей Дьячков, известный своей непримиримой позицией по отношению к городским властям. Он сделал резкие выводы о непрофессиональной работе мэрии и коррупционности подготовленного ей документа. После того, как депутаты, входящие в состав согласительной комиссии, внесли изменения в проект бюджета, Дума большинством голосов утвердила документ в собственной редакции.

Депутаты настаивали на подписании главного финансового документа и мэром Тольятти. Однако Сергей Андреев остался непреклонен, заметив, впрочем, что тоже не намерен затягивать бюджетный процесс. По словам г-на Андреева, только за счёт собственных средств Тольятти не сможет обеспечить бюджетные расходы. Дополнительные же доходы, высчитанные депутатами, можно отражать в бюджете лишь по факту их поступления.

«Если всё это запланировать сейчас, как хотят депутаты, мы видим определенный риск: ведь, если ожидания не оправдаются, сократить запланированные расходы будет уже невозможно», - отметил г-н Андреев.

Претензии городских властей к Думе дополнил первый вице-мэр Тольятти Алексей Бузинный. По его словам, депутаты составляли собственный проект бюджета вопреки Бюджетному кодексу, где сказано, что это исключительная прерогатива администрации муниципального образования. Дума же нарушила эти нормы и самостоятельно подготовила проект. Кроме того, закон устанавливает принцип достоверности бюджета, который предполагает надежность и реалистичность планируемых параметров документа. Внесённые поправки, по мнению чиновника, не соответствуют этому требованию.

В итоге Сергей Андреев отказался подписывать проект городского бюджета, и новостные сводки региональных СМИ запестрили сообщениями о ветировании документа мэром. А депутаты тут же «преодолели андреевское вето», поскольку, как оказалось, Устав города не подразумевает подписывания мэром бюджета после его принятия в первом чтении. Согласно ст. 69 Устава г.о. Тольятти «Рассмотрение и утверждение бюджета городского округа», проект бюджета в первом и во втором чтениях утверждается Думой и не должен подписываться мэром, ответственным, в свою очередь, за его разработку. Так, партнёр юридической фирмы RBL Ярослав Сотников, комментируя ситуацию для газеты "КоммерсанЪ", отметил, что в соответствии с Уставом отсутствует вариант, при котором бюджет принят не будет - все спорные вопросы решаются  согласительной комиссией, после чего выносятся на заседание Думы.

Этот нюанс фактически обессмысливает всё предшествующее публичное противостояние властей и превращает его в очередную «игру в выяснение отношений». Впрочем, эксперты ИА «Засекин» и раньше говорили о том, что этот конфликт носит исключительно политический характер.

Так, политтехнолог, главный редактор интернет-издания «Пресс-Волга» Фёдор Быстров, с одной стороны, отмечает, что спорные 300 миллионов вряд ли удастся получить с рекламной деятельности. Однако он не видит предпосылок для принципиальной позиции мэрии, которая могла бы «поднапрячься» и получить эти средства.

«Пока я здесь вижу только политическую борьбу и желание выяснить, кто в доме хозяин. Областное правительство на мэрию указало пальцем, чтобы та согласилась с Думой, и в результате депутаты единогласно вето преодолели. Этот раунд политической борьбы закончился в пользу депутатов», - резюмирует г-н Быстров.

 

Иван Лисовицкий