Уничтожение с помощью так называемой точечной многоэтажной застройки исторической части Самары, равно как и транспортный коллапс в областной столице стали уже притчей во языцех. Правила землепользования и застройки то мучительно долго принимались, то - уже будучи разработанными и согласованными - всякий раз и по разным причинам признавались недееспособными. Очередное наступление градостроительной справедливости должно произойти в сентябре. Однако целый ряд известных специалистов и общественных деятелей посвящать в содержание «самарской урбанистической конституции» чиновники не спешат.
«Это происходило абсолютно гласно»
В областном центре подготовлена новая редакция Правил землепользования и застройки. Об этом еще в декабре ушедшего года рассказывал мэр Дмитрий Азаров на встрече с участниками Клуба иностранных инвесторов Самарской области. Об этом совсем недавно в прямом эфире передачи «СТВ+» телеканала «СКАТ» заявил первый вице-мэр Самары Виктор Кудряшов.
По словам заместителя главы города, проект документа разработан и сейчас обсуждается отраслевыми специалистами.
- Это происходило абсолютно гласно, - заявил первый вице-мэр. - Мы подключили к этой работе ведущих экспертов, которые работают в городе, сторонних консультантов, имеющих опыт разработки документов планирования в крупных городах. Сразу хочу отметить, что документ очень жестко защищает зеленые зоны, борется с точечной застройкой. Уже сейчас мы её не допускаем. Но, к сожалению, пока по всему городу мы имеем некие «мины», с которыми вынуждены мириться, поскольку они были заложены три-четыре года назад. С таким важнейшим документом не надо торопиться. Мы хотим, чтобы с ним внимательно ознакомились специалисты, депутаты, жители на общественных слушаниях, и планируем принять его примерно в сентябре текущего года.
Как отметил Виктор Кудряшов, проект новых ПЗЗ планируется направить на общественные слушания уже в июне. Однако до этого документ должен быть опубликован в СМИ с тем, чтобы горожане могли внимательно ознакомиться с ним до начала слушаний. Судя по всему, пока, кроме «ведущих экспертов, которые работают в городе, сторонних консультантов, имеющих опыт разработки документов планирования в крупных городах», новую редакцию Правил землепользования и застройки никто не видел.
«Слушания - это не какой-то судебный вердикт»
Председатель правления Самарской региональной общественной организации «Союз архитекторов России» Юрий Корякин заявил порталу Засекин.Ру, что их ведомство привлекали к работе над новой редакцией ПЗЗ.
- Мы смотрели первую редакцию новых Правил землепользования и застройки, высказывали свои замечания, - отметил он. - Нам обещали ещё раз их представить. ПЗЗ оказались очень сложным документом, поэтому на публичных слушаниях, я думаю, они в полной мере и раскроются со всех сторон. Кому это будет интересно, тот найдёт время, чтобы принять в них участие.
О том, что о новых Правилах землепользования и застройки рассказывали в Самарской городской Думе, но при этом сам проект народным избранникам так и не показали, порталу Засекин.Ру сообщил депутат Максим Фёдоров.
- По крайней мере, проводились оперативные совещания, на которых задавались вопросы, и главный архитектор Самары Виталий Стадников достаточно подробно рассказывал, как всё это выглядит, - заявил Фёдоров. - С его слов понятно, хотя хорошо было бы взглянуть на новые ПЗЗ хоть одним глазком: то, что должно получиться, вроде бы лучше, чем было. На мой взгляд, у Стадникова очень грамотное видение, какими должны быть Правила землепользования и застройки, но, скорее всего, так, как он видит, ему воплотить не удастся.
При этом Максим Фёдоров довольно скептически относится к процедуре общественных слушаний, потому что считает: «слушания - это не какой-то судебный вердикт, а одна из процедур прохождения документа».
- Общественные слушания могут разворачиваться в одну сторону, а потом бюрократическими способами их повернут в другую. Окончательное решение всё равно остаётся за администрацией, - утверждает депутат.
«Никакого гласного обсуждения не было»
Несмотря на слова Виктора Кудряшова о том, что работа над новой редакцией Правил землепользования и застройки «происходила абсолютно гласно» и что к ней были подключены «ведущие эксперты, которые работают в городе», не все специалисты согласны с таким громким заявлением. Речь идёт о специалистах, чьё мнение обязательно должно учитываться при составлении такого важного документа, как ПЗЗ.
- Никакого гласного обсуждения не было, - сообщил порталу Засекин.Ру сопредседатель совета Международного социально-экологического союза, член Общественной палаты РФ Сергей Симак. - Реального обсуждения со специалистами не было. То, что ПЗЗ разрабатывались, то, что их разработку заказывали сторонней фирме, а не самарской, я знаю, но экологам руководство города никаких материалов на экспертизу не предоставляло.
Сергей Симак полагает, что ещё есть время, чтобы повлиять на содержание новых Правил землепользования и застройки.
- После майских праздников мы сделаем запрос в городскую администрацию, получим ПЗЗ и будем их анализировать, - отметил он. - Возможно, мы сможем ещё до слушаний поправить в них какие-то огрехи, если найдём их. Главный архитектор города и департамент строительства и архитектуры, в принципе, способны договариваться. Не могу сказать, что у меня нет никакой надежды, что возможные проблемные вопросы не будут сняты на стадии предварительных переговоров. Ещё есть публичные слушания, на которых можно внести свои поправки к ПЗЗ. Я не склонен заранее драматизировать ситуацию, лучше изначально настраиваться на конструктивную работу.
Не знает ничего о новой редакции Правил землепользования и застройки и Ваган Каркарьян, заслуженный архитектор России, при непосредственном участии которого создавались многие знаковые места города.
- О новом проекте ПЗЗ мне ничего неизвестно, - заявил он порталу Засекин.Ру. - Я не понимаю, зачем они заново и заново рассматривают это. Сколько можно? Эта работа ведётся ещё с 90-х годов, когда мэром Самары был Олег Сысуев. Мне бы показали, каким Правилам землепользования и застройки соответствует 33-этажный дом, который строится на улице Вилоновской, или 25-этажный дом, строительство которого завершено на улице Молодогвардейской. Я скептически отношусь ко всем правилам, когда нет концепции застройки города.
«Зелёные зоны и раньше были защищены, однако всё изменилось»
Эксперты портала Засекин.Ру считают, что никакие Правила землепользования и застройки не спасут Самару от варварского уничтожения исторической части города и зелёных зон, если само руководство областного центра не будет соблюдать ПЗЗ.
Юрий Корякин говорит, что и в старых Правилах землепользования и застройки были прописаны все необходимые ограничения по застройке.
- И что мы видим? Мы видим, что городская Дума берёт и меняет зоны, - возмущается он. - То, что ей подали, то она и делает. Разве зелёные зоны и раньше не были защищены ПЗЗ? Были защищены. Разве не были защищены такие огромные пространства, как ипподром и «Буревестник»? Были защищены, однако всё изменилось из-за неправильного применения ПЗЗ.
Его мысль подтверждает Максим Фёдоров.
- ПЗЗ - это не какой-то сформировавшийся документ, как конституция, - отметил он. - Правила подразумевают, что в них постоянно что-то вносится, какие-то правки и т.д. Завтра, может быть, всё поменяется на 180 градусов.
Сергей Симак также считает, что городская власть должна соблюдать Правила землепользования и застройки. И говорить о «неких «минах», заложенных в Самаре три-четыре года назад, не совсем корректно, потому что эти «мины» были заложены в то время, когда у власти уже находились люди, которые сегодня возглавляют областной центр.
- Разрешение на строительство в парке «Воронежские озёра» давалось в бытность Дмитрия Азарова вице-мэром, - заявил Симак. - Другое дело, что решение принимал не Азаров, но именно тогда, когда он был вице-мэром.
Олег Кондратьев
Комментарии (1)
Правила землепользования и застройки - народный документ,"местный нормативно-правовой акт", говоря юридическим языком. Суть этого акта вырастает из представления о городе как союэе равноправных граждан, отстаивающих свои имущественные интересы и поощряющих все позитивные предложения по изменению существующего положения - с учетом генерального плана города, планов разития муниципалитета, региона и государства. Мэр собирает комиссию по подготовке Правил, в которую входят "продвинутые" представители различных слоев цехового городского сообщества, способных ответить на животрепещущие простые вопросы землепользования: каковы мои права и возможности по использованию и развитию моей существующей недвижимости? какие возможности я, как инвестор, имею по развитию данной территори - в приложении к конкретным продаваемым участкам или резервным муниципальным территориям? Вот и всё - в строгом соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации. И не надо проводить умопомрачительные тендеры по поиску каких-то организаций, научающих город правилам жизни. Все "под рукой": свои архитекторы (а зачем существует департамент строительства и архитектуры?), которые нарисуют территориальные зоны; свои думские юристы, которые обязаны оформить решения комиссии с учетом действующего законодательства. И - самое главное - граждане Самары, которые примут участие в разработке этих Правил через неоднократные обсуждения деталей в живом общении с Комиссией, через публичные слушания полных редакций документа.Это и есть строительство Города, города свободных и зрелых личностей.
Что же мы имеем на сегодняшний день?
Напомню: первые ПЗиЗ были утверждены в 2001 году на волне демократических преобразований в числе первых, "пионерных" правил для пяти городов России, с учетом реалий молодой рыночной экономики. Вместо творческого подхода к корректировке и дополнению "прижившихся" Правил, предыдущая администрация города разработала "свои" Правила (2010 год)по санкт-петербургскому клише, запутавшему названия территориальных зон, введя спорные понятия и толкования Градостроительного кодекса. Вполне закономерна была их отмена, хотя поводом для этого послужил частный случай.
Новые ПЗиЗ требуют подробного изучения, но их некоторые положения и позиция Комиссии по землепользованию и застройки уже вызывают тревогу. Назову только два момента, характеризующих, на мой взгляд, превратное отношение к разработке Правил.
Первое. В начальной статье (ст.3) Правил приведен перечень участников градостроительных отношений на территории Самары: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Самары, физические и юридические лица.Иными словами, те, ради которых существует "Российская Федерация, Самарская область и городской округ Самары", поставлены на последнее место (даже в Земельном кодексе все наоборот). Это положение противоречит самому духу Градкодекса, в котором именно права граждан стоят на первом месте. Только в исключительных случаях они могут быть принесены "в жертву" общественным интересам. Back in USSR? Назад к "винтикам" и "большому брату"? Не хочется верить в искренность авторов текста Правил, но даже чтение по "диагонали" заставляет думать о том, что он написан юристами для юристов, а не народными представителями для "простых" людей.
Второе. Последняя редакция Правил была окончена и передана в Комиссию 7 февраля с.г. Прошло более двух месяцев. Где же живое общение разработчиков и Комиссии с общественностью города - представителями собственников недвижимости, риэлторами, проектировщиками, депутатами, т.е. с теми, кто мог бы до публичных слушаний высказать свои замечания, предложения, поспорить с разработчиками в профессинальном кругу, помочь в дальнейшем на широких публичных слушаниях разобраться неискушенным гражданам в особенностях этого документа? Где публикации в прессе о ходе разработки Правил по отдельным разделам, передачи на телевидении, по радио? Боюсь, как бы опять все не получилось на "ходу", в спешке, с нелепыми голосованиями раздраженной публики и нервной реакцией чиновников.
Есть немного времени для исправления такой перспективы. Нужно срочно выносить проект Правил в общество.