В телефонных трубках, булькающих то ли от прослушки, то ли от захлёбывающихся игривых интонаций возбужденных теноров и баритонов околополитических тусовщиков, в коридорных шепотках солидных дядек в потных белых рубашках и серых пиджаках, в подмигивающих мониторах блоггеров неустанно обсуждается главная самарская интрига уходящего года. Когда же, каким образом и под каким предлогом прогонит Николай Иванович Меркушкин Дмитрия Игоревича Азарова. Так и хочется с громоподобным пафосом городового из гоголевского «Ревизора» воскликнуть: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»…
Любопытно, если мэр Самары Дмитрий Азаров никуда уезжать не собирается и слухи о его «политической смерти» в областной столице сильно преувеличены. Как-то не очень похож он на чеховских сестёр, с мечтательной паволокой в глазах и безысходной нежностью в голосе повторяющих «в Москву, в Москву!». К тому же и не суждено было милым чеховским героиням перебраться в столицу.
Тем не менее, сегодня, кого не спроси, всякий знает, что мэрить Азарову осталось совсем недолго. И никакого другого исхода у самарского градоначальника, кроме как отправиться в правительство Медведева на повышение, просто нет. То есть отставка будет почётной, в связи с переходом на новую ответственную работу, но всё равно немножечко позорной. Потому что всё напрасно. И победоносная избирательная кампания двухлетней давности, и триумфальные заседания на пару с непоколебимым Хинштейном, и давнее присутствие ни где-нибудь, а в той самой резервной сотне экс-президента Дмитрия Медведева. И – что уж тут поделать - с позиции перспективного, амбициозного, с претензией на современность и интеллектуальность политика нынешний самарский мэр всё больше и больше проваливается в комическую стилистику. Неблагодарная светская чернь ещё при Владимире Артякове ласкавшая слух Азарова словами о том, что он «самый достойный и самый вероятный наследник губернаторского кресла», теперь утверждает, что мэр никогда не был самостоятельным и, как Кириенко, достоин звания «киндер-сюрприз» с твиттером и вообще «похож на кролика». А всем своим достижениям по ремонту дорог и реконструкции набережной он обязан изрядной зависимостью от команды прежнего губернатора, вливаниям из областного бюджета и многочисленным кредитам. Недаром же, мол, мэра за глаза господин Скрыльник якобы называл не главой города, а помощником Артякова по Самаре. Впрочем, не только успехи, но и нынешние проблемы главы города имеют ту же природу плюс, конечно же, его политическое происхождение из недр «энергогазовой Антанты». Всё это, безусловно, гнусные сплетни, досужие домыслы, дешевые инсинуации и прочая естественная гадость, исходящая от мелких персонажей местной политики и иной околономенклатурной обслуги.
Однако никак нельзя отрицать, что отношения нового губернатора и самарского мэра носят едва ли не демонстративно аллергический характер. Многолетний лидер Мордовии, слуга царю, отец солдатам, рачительный хозяйственник и прагматик Николай Меркушкин несколько раз намекал, что период Артякова в губернии сродни «лихим девяностым», а ведь именно Артяков формально возвысил Азарова. Не скупился и не скупится Меркушкин на критику неблагоустроенной и бесхозяйственной Самары, не желая делить ответственность нынешнего градоначальника с его предшественниками, при которых «всё было ещё хуже». И уж совершенно нарочито и откровенно несколько раз подряд посочувствовала горожанам и жестоко отозвалась о Самаре, «как будто здесь недавно кончилась война», досточтимая Валентина Матвиенко. При этом все надежды на грядущее процветание региона и областного центра председатель Совета Федерации возложила на Николая Ивановича. Можно еще помянуть череду обысков в департаментах мэрии, а также историю с переносом места строительства нового стадиона с пресловутой стрелки в район радиоцентра.
Наблюдая за процессом «выдавливания» Дмитрия Азарова из Самары на «повышение», невольно начинаешь сочувствовать внезапно опальному градоначальнику. Ибо он вместе с его подчиненными попал в цугцванг. Цугцванг – это шахматный термин, означающий, что любой твой ход, даже самый умный и продуманный, всё равно ведёт к ухудшению ситуации. Вот взять, к примеру, мэрскую пресс-службу и СМИ, обслуживающие горадминистрацию. Чем больше, чем слащавей и пафосней они расхваливают деятельность мэра, тем жёстче и нетерпимее воспринимает это губернатор и его соратники.
Вполне возможно, что проводы Азарова – это только полуфольклорная игра журналистов, слуг народа и народных избранников Самарского края. А на самом деле Дмитрий Игоревич вот-вот установит с Николаем Ивановичем оптимальные отношения, удовлетворив все требования и пожелания нового губернатора. Но уже и депутаты Губернской думы всерьёз утверждают, что негласно начался процесс формирования избирательных комиссий по выборам в 2013 году главы Самары. Уже и коммунисты завершают переговорный процесс по выдвижению кандидатуры, за которую, по словам Алексея Лескина, проголосуют не только коммунисты, но и сторонники других оппозиционных организаций и не только оппозиционных. Вряд ли этой кандидатурой может быть кто-то кроме Михаила Матвеева. Впрочем, согласования еще не завершены…
Но рано, рано радуетесь, господа! Неужели вы не понимаете, что охватившее вас веселье непременно закончится скукой и прозой жизни. Ни коммунисты, ни белоленточники, ни прочие бизнесмены-блоггеры являются сейчас другим цветом самарской жизни и пусть странной, но действительной оппозицией. Оппозиция сегодня – это Дмитрий Азаров, которого можно критиковать и публично не любить.
И, увы, не Михаил Матвеев будет новым самарским мэром, а вполне нормальный, усидчивый и системный человек из команды Николая Меркушкина. К примеру, Алексей Гришин – нынешний министр строительства и заместитель председателя правительства Самарской области. Ибо главная задача для региона на период губернаторства Меркушкина – это выполнение поручения президента России и достойный приём Мундиаля-2018.
Глеб Райт
Комментарии (1)
Песня Азарова спета. А как начинал, что говорил, что обещал! Ничего не поделаешь, такова участь всех слабых, зависимых марионеток. Сменился ветер и пипец!