Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игорь Холманских 22 августа 2012 года на конференции движения «В защиту человека труда» предложил восстановить почётное звание «Герой труда» и медаль «За трудовое отличие», направив соответствующее обращение Владимиру Путину. Бывший начальник цеха, настоящий защитник законной власти от «бородатых очкариков» вполне разумно и ответственно полагает, что «престиж рабочих профессий можно поддержать не только уровнем заработной платы, но и моральным поощрением. В советское время государственные награды за добросовестный труд ежегодно получали почти семнадцать тысяч человек. Без моральных поощрений не было бы скачка в развитии страны и подъема экономики».

Трудно не согласиться с Игорем Рюриковичем. Действительно при Рюрике (не том летописном, а этом, то есть, когда активно жили и работали родители И.Р.Холманских и мои родители тоже) каждый год за трудовые свершения награждали семнадцать тысяч свершителей. Пока экономика, а с ней и СССР окончательно не рухнули, не выдержав нашего столь интенсивного героического труда. Но это частности.

Эта инициатива кажется предельно своевременной особенно на фоне четко поставленной В.В.Путиным перед своими сторонниками и единомышленниками задачи «придумать нечто такое же хорошее и патриотичное, как советский народ, но с учётом современного момента, с учетом наших исторических духовно-нравственных основ».

С задачей, поставленной президентом, блестяще справились наши самарские интеллектуалы. И это вдвойне приятно. Перл про «героя труда», по информации из некоторых довольно надёжных источников, придумал ни кто иной, как небезызвестный в недавнем прошлом самарский журналист и политический технолог Андрей Перла. Впрочем, вполне вероятно, что «героическая идея» принадлежит всему творческому коллективу советников уральского полпреда из числа выходцев из Самары. А именно – трем Андреям, кроме уже помянутого Перлы – Андрею Колядину и Андрею Березовскому. Что ж, молодцы самарские ребята. Стоило университеты кончать и кандидатские диссертации защищать, чтобы придумать однажды звание «Героя труда» в целях пропаганды пролетарского духа и здорового образа мыслей. Андрей Перла – историк и отличник, он-то хорошо помнит, что в 1928 году старейшим рабочим в СССР присваивалось точно такое звание, а в 1937 году, когда труд стал исключительно социалистическим, к нему прибавился соответствующий эпитет. Не менее изобретательные друзья-приятели Перлы, конечно, эту идею развили и уточнили, доведя до совершенства. Да, я так и вижу, как они радуются тому, что идейка эта произвела неизгладимо сильное впечатление на Игоря Рюриковича. Тот от удовлетворения даже вспотел. А парни наши, хлопая друг друга по плечам, грудкам и загривкам, долго еще подпрыгивали и устраивали кучу-малу. Как футболисты после победного гола. А вы говорите, при чём тут постмодернизм…

Кстати, а помните, чрезвычайно модное и расхожее словечко «как бы», которое с конца 1980-х сначала постоянно использовали в своей речи неофициальные литераторы и художники, потом журналисты и студенты и, наконец, все остальные, включая номенклатурных граждан и профсоюзных деятелей. С этого «как бы» для многих и начинается эпоха постмодернизма в нашем Отечестве. То есть именно постмодернистское сознание сомневается в любом высказывании и любом понятии. В любом слове. То есть закавычивает его. Иронизирует над его серьезным и любым другим смыслом, то бишь дискурсом.

Это, конечно, так да не так. Ибо российский постмодернизм является прямой защитной реакцией на идеологическое лицемерие. Ведь лживый и демагогический пафос советского режима не фигурально, а буквально закавычивал все слова и понятия. «Правда» - это то, что печаталось в удручающе пропагандисткой газете с одноименным названием, а «заслуженный артист РСФСР» или «Бурятской АССР» - это вовсе не самый талантливый, популярный и выдающийся актер, а обладатель соответствующего звания и доплаты к нему. В общем, кругом были одни «заслуженные железнодорожники» и «заслуженные работники культуры». А учитывая, что все генсеки и просто секи носили на своих старческих грудях звёзды «Героя социалистического труда», то и труд соответственно был неизбежно и «трудом», и «героическим». Короче, поздний и не только поздний «социалистический реализм» или пиар и «политтехнология», как сказали бы сейчас, и сделали наше время и массовую культуру окончательно постмодернистскими. Уже позже слово «память» стало обозначать черносотенное общество, а слово «клевета» информацию, которая разоблачает и позорит представителей силовой, административно-финансовой и иной политической «мафии».

Никакие экзистенциальные, неоклассические и авангардные попытки преодолеть тотально амбивалентный постмодернизм в России не увенчались, да и не могли увенчаться успехом. Ибо именно постмодернизм, играющий и заигрывающийся мифами, симулякрами и имитациями, и есть сегодня «наше всё». От «политтехнологическо-пиарной» пропаганды до народно-патриотического, лубочного и духовного шансона.

Из этого же ряда придуманная «самарскими политтехнолгами» и озвученная полпредом Холманских инициатива о «Героях труда». Понимая, что сущностей нет, что оболочки полы, а телесно-мыслительные сосуды пусты – остаётся рассчитывать только на слова, то есть на названия, на номинативные симулякры, которые - как таблички вдоль дорог – указывают маршрут, но не отвечают за то, что указанных топонимов в природе не существует.

К тому же в квазибинарной системе приказного, «средневекового» управления, в котором «отец» вместе с «женой» (партией, кланом, «элитой», «группой», кооперативом) командует всей семьёй (народом) остро востребованы, как рифмы в силлабо-тонической поэзии, праздники и казни, кнуты и пряники…
«Кнутов» в последнее время появилось много (законы о НКО, «клевете», «митингах и собраниях»), а вот пряников для «простого народа» маловато.

Мне кажется, что возвращение «Гертруды», как ласково именовали «героев социалистического труда» не поощренные государством работяги, идея замечательная, но несколько недоразвитая.

Необходимо учредить почетные трудовые звания «город-герой труда», «область –героиня труда», «завод-герой труда» («Уралвагонзавод» тут первый кандидат), «героическое ЗАО труда» и так далее. А кроме того, я возмущён, что «заслуженные артисты, железнодорожники, учителя, врачи, работники культуры» есть, а «заслуженных рабочих, пахарей, слесарей, менеджеров, грузчиков и уборщиц» нет.

И еще, соглашаясь с товарищем Холманских в том, что простых рабочих и тружеников нам не хватает гораздо больше и больнее, чем расплодившихся до неприличия выпускников высших учебных заведений, я бы предложил ввести звание «Отличник труда». В противовес напыщенным отличникам школ и всяких бессмысленных вузов…

В едином трудовом порыве порвём, не глядя на закон, и закулисы мировые, и кукловодов всех времён. И с кровью молоко коровье всех нас избавит ото сна, и позднее средневековье в окно стучится допоздна….
Всё это, конечно, весьма субъективная точка зрения, но должно же быть у нас что-то святое! Хоть что-то! Всё равно что! Но святое…

Сергей Лейбград

P.S. Учитывая актуальность и идеологическую значимость инициативы Игоря Холманских, Засекин.Ру решил в обязательном порядке услышать мнения на этот счёт профессиональных и независимых экспертов, региональных специалистов по государственной символике и символическим стратегиям.

 

Андрей Фёдоров, генеральный директор ЗАО «Коммерсант-Волга»: «Это абсолютно нормальная инициатива»

- Как Вы оцениваете инициативу Игоря Холманских?

- Абсолютно нормальная инициатива. Раньше были звания «Герой социалистического труда» и «Герой Советского Союза». «Герои социалистического труда» были людьми очень уважаемыми. Помимо просто нормального почёта — материального, монетарного, люди ещё имели какие-то нематериальные выгоды. Поработал хорошо - отдохни теперь, как говорится, творчески.

Этим нужно заниматься — искать какие-то дополнительные привлекательные стороны рабочих профессий. Потому что у нас, к сожалению, очень много рабочих вакансий в стране. Люди в своё время с заводов ушли, а теперь для того, чтобы на этих заводах появились люди, которые что-то умеют делать, нужно семь-десять лет, но сначала нужно, чтобы они туда пришли. И Холманских всё говорит правильно. Он сам мужик с производства — дело понимает. Я его поддерживаю.

- Как раз потому, что Холманских — «мужик с производства», к инициативе многие стали относится с юмором, иногда с грустным...

- У нас ко многим вещам относятся с юмором, к которым бы следовало относиться со всей серьёзностью. Страна наша невменяемая. В том плане, что у нас есть власть, которая худо-бедно, но созидает, а есть узкая прослойка так называемой творческой интеллигенции, либерально-демократической общественности. И вся она ко всему вокруг «относится с юмором», очевидно, полагая, что в случае чего найдёт себе пристанище за границей. На самом деле у большинства из них нет ни денег, ни жилья за этой границей. Поэтому им нужно относиться ко всему, что происходит в России, не с юмором, а с пониманием, как минимум, а то и с участием. К моему величайшему сожалению, власть в нашей стране до сих пор достаточно демократична и либеральна. Я считаю, пора бы вообще более серьёзно реагировать на деятельность этих самых «относящихся с юмором», в том числе, это касается инициативы о введении звания «Герой труда».

 

Константин Зацепин, заместитель директора Самарского областного художественного музея: «Это, на мой взгляд, достаточно неуклюжая попытка копировать внешнюю атрибутику советского образа мышления и образа жизни»

- Прежде, чем говорить о статусе «Героя труда», нужно понять, о каком собственно труде идёт речь. Что сейчас понимается под словом «труд»? Мировая тенденция такова, что пролетарский труд давно ушёл в прошлое, сейчас труд является большей частью нематериальным.

Вот, например, «пролетарий нематериального труда» - термин, который всё шире используется в отношении тех, кто не работает руками, а работает головой, тех, кто связан с производством разного рода нематериальных продуктов. Было бы интересно, если бы появился «Герой нематериального труда». Кроме того, непонятно, что такое «герой», что нужно такого сделать, чтобы им стать. Видимо, много работать.

В целом, я думаю, это звание вряд ли поднимет привлекательность пролетарских профессий. Просто появится такой не очень содержательный термин. Это, на мой взгляд, достаточно неуклюжая попытка копировать внешнюю атрибутику советского образа мышления и образа жизни. Попытка пустая и ничем содержательно не подкрепленная. Ничего советского в нашей жизни уже нет, и попытки вернуть советскую атрибутику, не имея наполнения, выглядят смешно и нелепо.

 

Александр Завальный, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки: «В качестве мотивации для рабочего человека звание «Герой труда», я думаю, пойдёт на пользу»

- Как Вы оцениваете инициативу по введению звания «Герой Труда»?

- Хуже от этого не будет. Такое звание уже существовало после революции, в двадцатые-тридцатые годы, потом из него выросло звание «Герой социалистического труда», и как бы мы к этому не относились, люди, которые имели это звание, пользовались уважением. Более того, я думаю, материальные проблемы им легче было решать. Поэтому, если звание «Герой труда» возродится с соответствующей материальной поддержкой, то хуже от этого точно не будет. Это, я думаю, повысит уважение к рабочим профессиям.

- По мнению многих наблюдателей, это звание не будет иметь такого значения, как в Советском Союзе. Сегодня рабочий получает уважение и денежное поощрение за труд не от государства.

- Конечно. Но что случится, когда сегодняшний рабочий уйдёт на пенсию? Для него это почётное звание будет иметь, наверное, даже большее значение, чем материальное поощрение. Если он, кроме того, что хорошо работает и зарабатывает, будет ещё получать какие-то деньги в связи с этим званием — так совсем хорошо. Рабочие профессии сейчас в загоне. Токари, слесари, трактористы — их не хватает. Сейчас остро стоит вопрос о подготовке, как раньше говорили, рабочей смены. В качестве мотивации для рабочего человека звание «Герой труда», я думаю, пойдёт на пользу.

Конечно, могут сказать: человек хорошо работает, зарабатывает деньги — зачем ему ордена и звания? Но традиционно наше общество к этому склонно. И то, что мы опять возвращаемся к этому, не случайно. В конце концов, эту идею просто нужно выставить на обсуждение, и станет ясно, нужно это обществу или нет.

- То есть, на Ваш взгляд, в том, что это звание возвращает нас в некоторой степени к Советскому Союзу, нет ничего плохого?

- Во-первых, убрали слово «социалистический». Это значит, каждый себе может вписать что угодно - «Герой капиталистического труда», например. Во-вторых, мы оставили очень многое из старой советской наградной системы, и никого это сейчас не беспокоит. И ордена Кутузова и Суворова, и медали за отвагу — всё это спокойно из Советского Союза перекочевало в нашу российскую наградную систему. Поэтому, я думаю, что звание это не должно вызвать какого-то неприятия.

 

Роман Черкасов, кандидат филологических наук, куратор киноклуба «Ракурс»: «Холманских просто понял, что от него ждут подобных инициатив»

- Предлагаю тогда ввести звания графа, герцога и князя, и раздавать их всем подряд...

В Советском Союзе звание «Герой труда» действительно что-то означало, было какое-то реальное его наполнение, как до революции было реальное наполнение дворянских титулов. Но всё это отменено, и содержательное наполнение званию «Герой труда» вряд ли кто-то может дать.

Что до автора инициативы, я думаю, Холманских просто понял, что приглянулся администрации президента и лично Владимиру Путину именно своей этой мужицкой сермяжностью советского разлива. Холманских понял, что от него ждут подобных инициатив. В данном случае, он хочет просто оправдать высокое доверие президента. Так как предложение Холманских, на мой взгляд, сколько-нибудь серьёзным назвать нельзя, я думаю, он просто апеллирует к прошлому и пытается что-то оттуда перетащить. То есть он знает, что Путин его любит именно за это - за то, что он вместе с уральскими мужиками обещает приехать и разогнать демонстрантов, за «Героя труда» и тому подобное. Моё мнение, Холманских — неумный человек, который просто пытается таким образом выслужиться перед президентом.

 

Алексей Лескин, первый секретарь Самарского обкома КПРФ: «Не думаю, что звание «Герой труда» повлияет на мотивацию к труду»

- Как Вы думаете, если звание введут, как это отразится на привлекательности рабочих профессий?

- Едва ли положительно. Чтобы способствовать развитию рабочего класса, нужно создавать рабочие места. А у нас сначала двадцать лет убивали мотивацию к труду, а теперь вот «Героя труда» вводят. Они только не дописали, герой какого труда. В советское время был «Герой социалистического труда», а сейчас будет «Герой капиталистического труда»?

- Нет, просто «Герой труда».

- Просто... Ну, посмотрим, что получится. Я не думаю, что звание, если его и введут, сильно повлияет на мотивацию к труду. Её нужно воспитывать со школы. И прославлять тоже и рабочие профессии, а не только менеджеров всех сортов. Это должна быть целая государственная программа, итогом которой будет честный, добросовестный труд. Вот это — награда.

- Как Вы думаете, зачем вообще вводить это звание?

- Даже предполагать не хочу, что вдохновило разработчиков. У них нужно спросить, какую цель они преследуют: достичь какого-то благого результата или просто отметиться?