Александр Фетисов: По состоянию на 23 октября строительная готовность основного объекта – стадиона – составляет 70%. В период с 13 октября по 19 октября на объекте выполнены следующие работы: нанесён финишный слой антикоррозийной защиты металлоконструкций на площади более 4000 квадратных метров. Таким образом, окрашено более 125 тысяч квадратных метров, что составляет более 87 процентов от общего объёма. Выполнены работы по устройству кровли на площади 120 квадратных метров. Всего выполнено более 7000 квадратных метров кровли, что составляет около 10% от общего объёма работ. Произведён монтаж железобетонных конструкций в объёме более 1500 кубических метров. Всего выполнено более 227000 кубических метров железобетонных конструкций или 99% от общего объёма работ. Половина площадки, предназначенной для устройства футбольного поля, передана организации-подрядчику «СИС РУС» для подготовки газона. На этой половине выполнена уже дренажная система, произведена отсыпка и выравнивание щебня, уложены плиты под технику. На второй половине ведётся отсыпка песчано-гравийной смеси…

Михаил Матвеев (фракция КПРФ): Чтобы суммировать все основные страхи, которые существуют в общественном мнении в отношении стадиона. Ну, вы сейчас сказали, что готовность у него в настоящее время семьдесят процентов. Мы все помним, как она то увеличивалась, то уменьшалась в предыдущий период, то снова росла. По полю по-простому объясните. Есть гарантия того, что оно вырастет, так скажем? Потому что есть мнение, что сроки упущены уже и поэтому те работы, которые сейчас ведутся по рулонному покрытию и так далее, они могут не привести к тому, что трава будет. Здесь есть понимание?

Александр Фетисов: Михаил Николаевич, конечно, говорить о том, что всё замечательно с полем, это было бы не правдой. И сегодня мы будем вынуждены совместно с подрядчиком принимать дополнительные меры для того, чтобы поле, значит, соответствовало тем требованиям, которые есть. Потому что на самом деле поле – это основной элемент стадиона. Какие бы красивые не были трибуны, видовые, если нет поля – нет игры. Нет ничего. Сейчас будут дополнительные усилия. Я уже об этом говорил. Сейчас прорабатывается вариант, и такой опыт уже есть, осуществлять укладку газона, используя сооружение типа парника. Интенсивные работы идут сейчас. Но укладка даже песчаного слоя может осуществляться только при положительных температурах. Понятно, что мы не в Бразилии и не Тоскане живём, слава богу. Поэтому будем работать. Время у нас всё-таки 233 дня.

Есть рабочий график. На сегодняшний момент мы живём в условиях постоянного контроля. Каждый день какая-то комиссия ФИФА работает. И уже, как я говорил, приезжали по устройству полей. Пока их сроки, которые названы нами, устраивают. Сейчас главная задача – приступить к раскружаливанию. По тому графику, который у нас сейчас существует, с 1 ноября мы приступим к раскружаливанию. Вслед за этим будут выполняться работы по подготовке газона.

Михаил Матвеев: Срок сдачи поля, когда крайний?

Александр Фетисов: Михаил Николаевич, если бы от решения правительства или голосования Думы зависела скорость роста травы на газоне, мы бы приняли решение обязательно на правительстве и проголосовали. В любом случае мы ориентируемся на конец этого года. То есть тот, который есть.

Михаил Матвеев: И вторая претензия, которая озвучивалась – это претензия Ростехнадзора, связанная с креплениями. То, что было заменено на сварку. Есть уверенность, что крыша не упадёт?

Александр Фетисов: На сегодняшний момент те претензии, которые были, они практически устранены. Если говорить о швах. 128 швов приведены в соответствие. Сейчас они проходят контроль. А контроль трёхуровневый. Было, где переделывали. Контроль у нас трёхступенчатый.

 

19 октября, как писал «Засекин», впервые была названа действительная причина серьёзного отставания от графика строительства «Самара-Арены». В эфире региональной телепрограммы «Главная тема» Дмитрий Азаров фактически подтвердил прошлогоднее обвинение Александра Хинштейна в адрес экс-министра строительства региона Алексея Гришина и прежнего губернского руководства.

«Выяснилось, что площадь и объём стадиона в Самаре значительно превышают другие стадионы и взятую за основу «Казань-Арену». И даже стадион «Лужники» в Москве. То есть расчёты по заказу областного Минстроя сознательно занижались. Изначально сложности между областными властями и Азаровым возникли из-за того, что бывший мэр не хотел подписывать разрешительные документы, подозревая подлог. Проект стадиона оказался больше на треть, чем аналогичные спортивные сооружения. И требует он уже свыше 20 миллиардов рублей. 40 с лишним процентов площадей в нём предусмотрено для коммерческого использования. Масса других избыточных решений», - заявил 27 апреля 2016 года тогда депутат Госдумы от Самарской области Александр Хинштейн.

Временно исполняющий обязанности губернатора Самарской области охарактеризовал произошедшее буквально следующим образом: «К сожалению, эта проблема меня некоторым образом догнала, поскольку она стала следствием тех решений, которые были приняты на старте. Я предупреждал в то время о том, что тот подход, те расчёты, которые были по стадиону сделаны, они не верны. И они создадут в дальнейшем большую проблему. К сожалению, я был прав. Потому что, если бы я был не прав, стадион сейчас был бы готов на уровне там 90%. Но я, к сожалению, был прав. И те ошибочные решения, расчёты, которые были представлены, они, как раз, и стали причиной отставания исполнения работ. Здесь даже больше не к подрядчику, я вам честно скажу. Мы потеряли где-то полгода из-за того, что потом исправляли вот эту заранее запланированную, я бы сказал, неразбериху». 

Критический сдвиг сроков так называемой процедуры раскружаливания на «Самара Арене» потребует затратной технологической операции по покрытию территории поля железобетонными плитами, чтобы задействовать при демонтаже временных металлических опор необходимую тяжёлую технику и не повредить «подушку» для будущего газона.

Напомним, что 10 октября словосочетание «исключение Самары» впервые прозвучало в официальной публичной плоскости. Пусть и как нечто, чего допустить ни в коем случае нельзя. Это произошло в Казани в ходе семинара для представителей городов-организаторов чемпионата мира по футболу и задействованных ведомств.

«Если Самара будет исключена из числа городов-организаторов, то у меня у самого будут проблемы. У меня нет информации о проблемах со строительством стадиона. У них нет другого выбора, только решить проблемы. Так было и перед турнирами в Бразилии и ЮАР», - цитировало ТАСС заявление директора департамента ФИФА по проведению чемпионатов мира Криса Унгера.

Успокоить г-на Унгера, опасающегося, в том числе, и личных проблем, взялся генеральный директор организационного комитета «Россия-2018» Алексей Сорокин.

«Проблемы в Самаре - это отставание по отдельным видам работ. Мы не считаем их какими-то критическими проблемами, это не отставание в целом, не нарушение государственного контракта, это отставание по отдельным видам работ, которые могут быть компенсированы», - передал из Казани слова г-на Сорокина «Интерфакс». Вероятность проведения матчей Мундиаля на стадионе ФК «Краснодар» в случае форс-мажорных обстоятельств никто из официальных лиц до сих пор не подтверждает.

После состоявшегося 3 октября совместного заседания в Кремле Совета по развитию физической культуры и спорта при Владимире Путине и оргкомитета «Россия-2018» временно исполняющий обязанности губернатора Самарской области Дмитрий Азаров прокомментировал аутсайдерское положение «Самара Арены» и обозначил ближайшие меры по спасению участия Самары в чемпионате мира по футболу. В интервью телеканалу «Россия 24» Азаров предположил, что «вполне возможно, на строительство стадиона понадобятся дополнительные средства». «Самара Арена», как доложил Владимиру Путину министр спорта РФ Павел Колобков, готова всего на 65% и отстаёт от графика строительства на полтора месяца.

Отметим, что сразу после назначения Николая Меркушкина на фантастически значимый финно-угорский фронт работ и приезда в Самару большой комиссии ФИФА, которая проинспектировала «Самару Арену» и областной центр в рамках шестого операционного визита по подготовке арен чемпионата мира по футболу, появилась информация о серьёзных проблемах в строительстве самарского стадиона. В частности, об очередном сдвиге сроков снятия временных металлических опор купола арены, осуществления так называемой процедуры раскружаливания и укладки футбольного поля.

«Провести работы по раскружаливанию должно было ООО «Стальмонтаж-Электросталь», однако делать это компания не стала. Подрядчик успел лишь завершить монтаж металлоконструкций, мелкие дефекты которого сейчас устраняют компании генподрядчика ПСО «Казань». Насколько мне известно, прокуратура изучает теперь ситуацию и даст оценку того, есть ли в происходящем вокруг «Стальмонтажа» признаки преднамеренного банкротства. Из-за этой ситуации раскружаливание пришлось перенести - теперь оно начнётся ориентировочно 15-20 октября», - сообщал «Самарскому обозрению» в конце сентября осведомлённый источник. По данным издания, в ООО «Стальмонтаж-Электросталь» уже началась процедура банкротства. Субподрядчик строительства ООО «СК «Татдорстрой» взыскивает с подмосковной компании почти 1 миллиард рублей. Другой субподрядчик ООО «Востокстрой» подал  иск с требованием взыскать со «Стальмонтажа» 460 тысяч рублей. 18 августа в организации ввели процедуру наблюдения, временным управляющим утвердили Владислава Кротова. Монтаж металлоконструкций купола стадиона был завершён лишь 7 августа. До конца августа планировалось убрать опоры, провести раскружаливание и начать подготовку газона.

Как писал «Засекин», 28 сентября власти Самарской области во главе с временно исполняющим обязанности губернатора Дмитрием Азаровым уверяли ФИФА, что стадион, на котором должны пройти матчи чемпионата мира по футболу, будет достроен в срок. Об этом сообщил журналистам директор департамента ФИФА по проведению соревнований и мероприятий Колин Смит, заметивший, что беспокоящие его «задержки по срокам существуют, потому что здесь сложный очень проект, сложная очень крыша».

Добавим, что полпред президента России в ПФО Михаил Бабич 13 апреля 2017 года утверждал, что вхождение единственного отстающего в стране стадиона в график произойдёт в июле. А вице-премьер федерального правительства Виталий Мутко ждал этого момента с начала года. Последний раз в августе. А теперь рассчитывает дождаться февраля следующего года.

«Сейчас предстоят ещё очень сложные работы по монтажу кровли. До конца сентября, максимум, до середины октября их необходимо закончить. Февраль, я думаю, это окончательный срок, когда мы завершим контракт, закроем его и передадим стадион заказчику. Поэтому в марте стадион должен быть абсолютно готов. В мае мы должны передать арену оргкомитету ФИФА. Но до этого надо обязательно провести здесь три тестовых матча. Мы уже почти определились, что будем делать рулонный газон», - поведал 25 августа вице-премьер, выйдя к прессе после самарского совещания.