18 мая ушёл из жизни выдающийся кинорежиссёров Алексей Балабанов, у него случился сердечный приступ. Скоропостижная кончина застала режиссёра в санатории под Санкт-Петербургом, где он работал над сценарием к новому фильму. Режиссёр упал в обморок, ему пытались оказать скорую помощь, но безуспешно. Он умер, не приходя в сознание. В 1992 году будущий создатель картин «Брат», «Про уродов и людей», «Мне не больно», «Груз-200», «Кочегар» и других приезжал в Самару на первый фестиваль киноклуба «Ракурс» - «Новое кино России» с фильмом «Счастливые дни».
Своими мыслями об умершем с порталом Засекин.Ру поделился президент киноклуба «Ракурс» Михаил Куперберг.
- Алексей Балабанов – это явление очень сложное. Понятно, что это большой художник, который, как никто другой, воплотил идеи русского кинематографа, он был самым русским режиссёром, со всеми вытекающими плюсами и минусами. С точки зрения кинематографа, конечно, это блестящий режиссёр, блестящий профессионал. Очень немногих можно поставить с ним на один уровень.
Я знал Алексея Балабанова, зимой 1992 года он приезжал в киноклуб «Ракурс» и киноклуб «Колизей» в Тольятти на фестиваль «Новое кино России». Это был ещё неизвестный молодой человек, снявший фильм «Счастливые дни» по творчеству Сэмуэла Беккета. Это был редкий случай, когда драму абсурда перенесли на экран. В этом он был одним из первых в России. Он приехал, представил картину, мы общались, но у меня мало осталось от того общения, осталось впечатление, что это чрезвычайно скромный человек. Он не высказывал тогда ничего такого, что высказывали после он сам и его персонажи во многих фильмах. Позже, когда я больше узнавал о нём, его взглядах, идеях, мне становилось немного не по себе. Это его национализм, иногда даже крайний. По-человечески я всегда относился к нему сложно. Но, конечно, я признаю его как большого режиссёра.
Балабанов достигал своих вершин, когда не обращался к публицистическим темам, делал кино от себя, изнутри – это «Счастливые дни», первый «Брат», но не «Брат 2». «Брат 2» - это публицистика, обращённая к широким зрительским массам, поэтому она и обрела такую популярность. Но к Балабанову нельзя применить слово «конъюнктура». Это его личное высказывание, он в этом был очень последовательным.
Самая яркая его работа о нашем прошлом и настоящем – это «Груз 200». Наверное, это самое мощное высказывание о России, Советском Союзе, национальных путях и прочем. И, конечно, его лаконичная и минималистичная картина «Кочегар». Это самые яркие его высказывания. Последняя картина – «Я тоже хочу» - это прощание режиссёра со своими темами, своими зрителями, с кинематографом. Он понимал, что это его последний фильм.