18 мая ушёл из жизни выдающийся российский кинорежиссёр Алексей Балабанов, у него случился сердечный приступ. Скоропостижная кончина застала режиссёра в санатории под Санкт-Петербургом, где он работал над сценарием к новому фильму. Режиссёр упал в обморок, ему пытались оказать скорую помощь, но безуспешно. Он умер, не приходя в сознание.
В 1992 году будущий создатель картин «Брат», «Про уродов и людей», «Мне не больно», «Груз-200», «Кочегар» и других приезжал в Самару на первый фестиваль киноклуба «Ракурс» «Новое кино России» с фильмом «Счастливые дни». В своей последней кинопритче «Я тоже хочу» Балабанов играет самого себя — кинорежиссёра, который умирает на экране.
О значении Алексея Балабанова для отчественной культуры порталу Засекин.Ру рассказал кандидат филологических наук, куратор киноклуба «Ракурс» Роман Черкасов.
- Это катастрофическая потеря для российского кинематографа, таких как Алексей Балабанов больше нет. Российское кино лишилось, может быть, последнего настоящего, без скидок, художника.
Сегодня российское кино – это кино конъюнктурное, не в политическом смысле, хотя часто и в этом тоже, там правит конъюнктура художественная. Люди снимают как надо. Это хорошо видно на примере представителей новой русской волны, молодых режиссёров, которые пришли в кино уже в нулевые годы. Балабанов никогда не снимал как надо. Для него это было абсолютно неважно, ему было неважно, что о нём подумают, зачастую ему даже была неважна техническая сторона фильма. Техническую сторону полностью брал на себя продюсер Сергей Сельянов.
У Балабанова был некий мощный внутренний императив. Это и есть Художник с большой буквы, в романтическом смысле этого слова, когда человек делает не как принято, а так, как он хочет. И окружающего его художественного контекста как будто нет. Как будто нет экономического контекста. Это чистое искусство в хорошем смысле слова. При этом он не игнорировал реальность, он говорил только о реальности. Но делал это так, как хотелось именно ему. Балабанов, видимо, был лучшим из современных российских режиссёров. Для меня всегда было два главных российских режиссёра – это Алексей Герман-старший и Алексей Балабанов. В этом году ушли они оба. Это очень печально, потому что российское кино осиротело, и я даже не знаю, когда здесь может появиться художник такого уровня.
- Балабанова называют самым российским режиссёром. Как вы понимаете это высказывание и согласны ли вы с ним?
- Я не очень люблю спекуляцию на концептах «Россия», «российское». Но он, безусловно, с этими концептами работал. Балабанов, как никто другой, умел видеть русское бессознательное, умел улавливать эти токи, умел смотреть в лицо этим страшным русским богам и адекватно передавать ощущение от этой встречи. Отсюда и своеобразие мира его фильмов - это мир простой и жестокий. Именно поэтому его фильмы многим могут показаться технически неряшливыми, хотя это не так. В чём-то он близок к Егору Летову, это тоже человек вне конъюнктуры, который смотрит в глаза какому-то родному интимному хаосу и передаёт ощущение этого видения. Балабанов это делал. И именно это, как мне кажется, отличает художника от тусовщика.