18 мая ушёл из жизни выдающийся кинорежиссёр Алексей Балабанов, у него случился сердечный приступ. Скоропостижная кончина застала режиссёра в санатории под Санкт-Петербургом, где он работал над сценарием к новому фильму. Режиссёр упал в обморок, ему пытались оказать скорую помощь, но безуспешно. Он умер, не приходя в сознание.

В 1992 году будущий создатель картин «Брат», «Про уродов и людей», «Мне не больно», «Груз-200», «Кочегар» и других  приезжал в Самару на первый фестиваль киноклуба «Ракурс» «Новое кино России» с фильмом «Счастливые дни». В своей последней кинопритче «Я тоже хочу» Балабанов играет самого себя — кинорежиссёра, который умирает на экране.

Своими мыслями об уходе Алексея Балабанова с порталом Засекин.Ру поделилась доктор филологических наук, профессор Ирина Саморукова.

- Уход Балабанова – это очень серьёзная потеря, потому что именно он, как никто другой, умел схватывать современность и современного героя. Даже тогда, когда он снимал фильмы о других временах, у него всегда был современный герой. Об этом герое можно спорить, этот герой совершенно не был образцом для подражания, но зато он очень хорошо, очень адекватно отражал дух времени.

Я задумывалась о том, кто остался, кто может занять эту нишу. Может быть, Сергей Лобан. Остальные российские режиссёры этого не схватывают. Не какую-то уникальную, экзотическую современность, как, например, это делает Сигарев, изображая какие-то страшные окраины, а ту современность, которую мы видим на улицах каждого города, современность, которая через нас проходит. Балабанов умел это делать, и он, безусловно, выдающийся режиссёр.

- Последний фильм, где Балабанов сыграл режиссёра, умирающего на экране, называют пророческим. Что вы об этом думаете?

- Когда снимался этот фильм, он уже тогда был болен. Логично, что, если человек неизлечимо болен, он над такими вещами задумывается. Мы уже обсуждали этот фильм на портале Засекин.Ру, мнения по этому фильму были разные. Мы тогда говорили, что нам этот фильм не очень понравился, несмотря на то, что он снят любимым режиссёром Балабановым – такое было мнение. С другой стороны, сейчас уже видно, что Балабанов, находясь на очень опасном краю, переживая неизлечимую болезнь, не боялся говорить о смерти. Это для российского кино тоже не такая частая вещь. О смерти в арт-хаусе часто говорят, но это не та смерть, которая может приключиться с нами, она происходит с кем-то другим. А Балабанов всегда так строит свой сюжет, так выбирает героев, что мы думаем, что тоже могли бы попасть в эту ситуацию.

Алексей Балабанов, несмотря на то, что он прекрасно знал наследие мирового кинематографа, и, разумеется, эти традиции чувствуются в его фильмах, удивительно, если можно так сказать,  отечественный режиссёр, в широком смысле русский режиссёр. Для сравнения, Никита Михалков очень любит говорить о России, но снимает сущую голливудовщину, а Балабанов снимает то кино, которое могли бы снять именно здесь. Это особенно чувствуется в его последних фильмах – «Я тоже хочу», «Кочегар», «Груз 200» - он снимал их подчёркнуто небрежно, бедновато, без особой кинематографической глянцевой красоты.