К 7 часам вечера на алабинской площадке обнаружилась та же самая картина, что и на предыдущих битлятниках: небольшая кучка людей стояла перед входом в Музей им. Алабина, а по периметру расположились компании молодежи, предпочитающие держать дистанцию от происходящего на сцене.
Первым, кого удалось увидеть на сцене, был некий Саша Воробьев. Вместе с организаторами битлятника он начал рассказывать, что вот раньше рок был под запретом и выступать можно было разве что в актовом зале Политеха и в Струковском саду, а сейчас вот времена изменились в лучшую сторону и можно выступать не только там, а вот даже здесь – перед Музеем им. Алабина. Свой сет Саша Воробьев отыграл неблестяще, сопроводив исполнение песен небольшими техническими помехами, а в конце даже и фанерой.
После его выступления организаторы концерта снова погрузились в воспоминания, поведали публике об альбоме «Abby Road» и что ему 45 лет, а потом объявили следующего исполнителя: этого человека, по их словам, «папа привел за ручку на остров Битлз, и он остался там навсегда!»
Людей становилось больше, и предсказуемо менялся контингент. Пропали мамы с колясками, подтянулись люди менее респектабельные. Публика, как всегда на битлятниках, была пестрая – принеформаленные мальчики и девочки, пенсионеры, окрестная гопота, фрики всех мастей. Можно сказать, что это типичная публика для бесплатных концертов на открытых площадках, но всё же невооруженным глазом видно, что у публики битлятников есть некая специфика – её решительность в самоотверженном движении навстречу хаосу. И то, что объединяет столь разных людей на битлятнике, заставляя их из года в год ходить на это мероприятие – это, боюсь, не любовь к музыке, и тем более не любовь к Битлз, и даже не жажда бесплатных развлечений, а, наверное, нутряное желание трэша. Да, именно оно.
Организаторы, не уставая, предавались воспоминаниям, рассказывая о концертах участников любимой группы на постсссровском пространстве. Перейдя плавно к личности еще здравствующего Пола Маккартни, они поведали публике о том, что каждый его шаг контролируется ЦРУ и ФСБ. После таких реплик на сцене показался мужчина в красном, который подарил какую-то карточку организаторам фестиваля – похоже, мало кто из публики понял, что вообще происходит у микрофона – там, как обычно, кипела своя собственная жизнь, со своими радостями и поводами для печали, потаенная, далекая и непонятная.
Когда на сцену вышел музыкант Ефим Кузнецов, из зала посыпались реплики: «Давай Ефим, ты можешь!» и Ефим что-то смог. Потом на сцене снова показались организаторы (они далеко и не уходили) и опять начали сетовать, что вот редко, очень редко, всего-то раз в год, им представляется такая возможность – вот так вот, душевно, выйти на большую сцену, взять гитару и сыграть что-нибудь из репертуара Битлз. А то обычно дом и кухонные посиделки в обнимку с гитарой желтой, и только раз в год, наконец, целая большая площадка, ого-го. Слова лились из организаторов рекой, и было впечатление, что вот они стоят здесь – добрые хорошие люди, любящие хорошую музыку, но не хватает им простого человеческого общения. Поговорить не с кем – приходятся, как с воображаемым другом, разговаривать с гудящей в темноте нетрезвой публикой битлятника. Всё-таки жизнь такая злая штука – порой бывает безжалостна к добрым людям, любящим хорошую музыку.
Когда пришел черед объявлять следующего исполнителя, один из потенциальных музыкантов вышел на сцену и начал рваться к микрофону. Его с трудом оттащили и при помощи полиции куда-то увели под ручки. Что это было? почему? – вопросы бессмысленные: на цене продолжала кипеть, бурлить и булькать своя заповедная жизнь. Впрочем, ведущие объяснили это тем, что все музыканты очень долго ждали своего звездного часа, поскольку очень почетно выступать на этой сцене. Вот и лезут, не дождавшись.
Наконец на музыкальной площадке появилась группа «The Singles», которая, как объявили ведущие, играла аж в самом Ливерпуле, и благодарный Ливерпуль (где, наверное, все до сих пор битломаны) оценил её по достоинству. Стартовали они с песни «She Loves You», исполнили первый раз за вечер хит Маккартни «Oh! Darling». В основном люди стояли по стойке смирно, почему-то редко кто танцевал и придавался безудержному веселью. А вот ароматы жигулевского пива и сигаретного дыма ощущались в тяжелом осеннем воздухе. После ленноновской песни «Woman» я поняла, что хочу покинуть концерт немедленно.
Что не так с битлятником, наверное, ясно всем, кроме тех, кто его делает. Невозможно десятилетиями проводить мероприятие, основываясь только и исключительно на чувстве ностальгии – от ностальгии вскорости начинает неприятно пахнуть несвежим пивом. Невозможно бесконечно делать вид, что сейчас начало 90-х и нас всех вот только что выпустили из подполья на большую сцену, и испытывать нескончаемую эйфорию по этому поводу. Невозможно двадцать с лишним лет составлять музыкальную программу из нетворческих каверов на песни любимой группы. Время неумолимо, и оно работает против фестиваля, против его организаторов, да и против каждого из нас. Битлятнику срочно нужно новое дыхание, он должен постепенно становиться более профессиональной музыкальной площадкой, иначе время съест его. Да, собственно, уже съело.
Ленор Вишневская
Комментарии (2)
Автор, не пишите фигню! Если не нравится — не ходите. Я каждый год езжу сюда из другого города, за 1000 км — за душевной атмосферой, и всегда остаюсь рада, что увидела старых знакомых. Ностальгия — это круто! Это вы своей статьей рассердили. По сути не написали вообще ничего.
Каждый год наблюдаю битлятник из окон своего дома, уже прошло много лет и ничего не меняется, точнее меняется но не в лучшую сторону. Смысла от похода туда я не вижу, хоть и битлов уважаю. Автор пиши также бойко и пиши еще, а то вас не видно.