Фестиваль «Пластилиновый дождь» начался, как говорят англичане, on time, то есть вовремя, с шествия Самба Батукады под руководством Люка Вежю в верхнем Струковском саду подле фонтана. Толпа зрителей плотно окружила артистов, и многим приходилось вставать на бордюр фонтана, чтобы не только слышать, но и видеть выступающих.

Затем все действо перешло в нижний сад, где прозвучала традиционная торжественная речь организаторов по поводу открытия IV фестиваля «Пластилиновый дождь». Кстати говоря, и список спонсоров фестиваля достаточно внушительный: здесь и правительство Самарской области, и телеканал «Губерния», и департамент по делам Молодежной политики. Фестивальным символом этого года вместо замечательного прошлогоднего дирижабля стал скелет парового двигателя, запечатленный вот на таких майках.

 

Вообще фестиваль сделан по принципу «займи себя сам»: три площадки, на которых выступают артисты - главная, малая и музыкальная, плюс арт-базар с интересными вещицами ручного изготовления. Что же касается ежегодной тематики, то она не изменилась: фестиваль, как и в прошлом году, сопровождала атмосфера стимпанка. По сути, стимпанк-антураж явился своего родом прикрытием – это то, что хорошо продается и покупается, потому идея и не потеряла своей актуальности в этом году.

Как и в прошлом году, здесь были артисты на ходулях и «викторианские» актеры, имитирующие статуи. Однако зрители, которые неоднократно посещали фестиваль, между делом поговаривали, что хотелось бы, наконец, чего-нибудь нового.

  

Приятно удивило, что среди выступающих актеров были и иностранцы из теперь  уже неблизкой нам Европы и еще более далекой Америки. Однако политика неожиданно заявила о себе вот в таком обьявлении, помещенном на конструкции Дмитрия Борщенко «Часовая башня»:

Видно, без крымнашистского юмора и праздник не праздник, и любая шутка не смешна. Впрочем, когда ты смотришь в одну из ячеек этой машины с подписью «Бразильский обезьян», то ничего не видишь кроме разбитого стекла, которое отражает твое лицо. Так что, возможно, тут притаился какой-то сатирический месседж.

А вот детям на фестивале было раздолье - для них были предусмотрены и химические перфомансы от «Химик Шоу», и детская площадка, и забавные ростовые куклы. 

  

Впечатлил и перформанс «Белые сны» самарского театра «Пластилиновый дождь»: уличное выступление в духе «не попади под слона» быстро сменилось хороводом под расторгуевскую песню «Почему так в России березы шумят…» - видимо, патриотизм теперь обязательная тема для любых мероприятий. По сцене, не страшась перспективы превратиться в очередной интернет-мем, разгуливали вот такие березки:

 

Что же касается рынка, то здесь можно было купить много всякой нужной и ненужной утвари от деревянных расписных ложек и до глицеринового мыла ручной работы.

А из hand-made больше всего понравились оригинальные стимпанковые украшения от «Рыжего кота» и  «Веселый креативчик» Оксаны Копп. Но вот купить что-нибудь так и не решилась, все-таки хенд-мейд вещицы далеко недешевые. 

Много публики было на музыкальной площадке, где, как и положено, проходили выступления музыкантов - когда я заглянула туда, там играла группа "Five Shillings" со своей фолк-программой. А на главной площадке в это время выступал чешский уличный театр пантомимы Teatr Novogo Fronta со спектаклем «Jungle Joke»

Фестиваль в этом году как будто испытывает дефицит свежих идей и настоящего хулиганского безумия, остро необходимых любому мероприятию, позиционирующему себя как фестиваль уличного творчества. Стимпанк, хэндмейд, актеры на ходулях плавно перекочевали из прошлогодних "Пластилиновых дождей", а из нового мной был замечен только официозно-патриотический трэнд, который менее всего уместен, как ни крути, как раз в уличном карнавале. Однако как неплохо продуманное развлекательное пространство, по которому в выходные можно побродить с детьми, " Пластилиновый дождь" вполне удался.

 

Ленор Вишневская