Российская глубинка, особенно с никак не изживаемым менталитетом круговой поруки — губительная среда и для законности, и для тех, кто рискует критиковать власть и говорить о неправомерных действиях чиновнков. Не выживает в российской глубинке и независимая журналистика. Это можно наблюдать в небезызвестном Борском районе на примере судьбы интернет-издания «Борское РФ», закрытом, по информации его главного редактора Игоря Богатинова, в 2018 году из-за давления местных правоохранительных органов. Сейчас экс-главред пытается добиться признания незаконности возбужденных против него уголовных дел.

Администрация оказалась обидчивой

Интернет-издание «Борское РФ» работало с 2015 года и было единственным независимым СМИ в Борском районе. Другие издания не могли позволить себе открытую критику в адрес действующих властей.

А поводов для критики, как уже ранее писал «Засекин», хватало. Разорение сельскохозяйственных предприятий, кумовство, коррупция, произвол в муниципальных торгах, когда контракты множество раз подряд выигрывали одни и те же люди, и многие другие, столь же острые темы — об этом писало издание, которое возглавлял местный журналист Игорь Богатинов.

Естественно, чиновникам это не нравилось. Первый звонок прозвенел в конце сентября 2017 года, когда на главного редактора «Борсокого РФ» Богатинова и шеф-редактора Александра Чугункина было совершено нападение. Причем, что интересно, уголовное дело по факту избиения, по словам самого Богатинова, пришлось буквально «выбивать» из полицейских. Заявление пытались не принять (по сведениям собственных источников «Засекина», это был полицейский Константин Мухортин). А потом участковый Ирина Метелева (по сведениям тех же источников) первоначально отказала в возбуждении уголовного дела якобы за отсутствием события преступления. В итоге дело завели, но до сих пор в небольшом селе виновные не найдены.

По словам главного редактора, ни один материал издания с сообщениями о преступлениях ни разу не проверялся правоохранительными органами, хотя, согласно части 2 статьи 144 УПК РФ, это должно делаться в обязательном порядке.

Более того, заявления о клевете сыпались на само издание. Г-н Богатинов говорит, что его регулярно вызывали в полицию на опросы, а когда выяснялось, что никакой клеветы в материале нет, заявления отклонялись. Но лишь до определенного момента.

Восемь дел за три недели

22 августа 2018 года редактора в очередной раз вызвала на опрос дознаватель Оксана Герасимова. Позже состоявшийся в этот день разговор преподносился как сообщение о возбуждении уголовного дела. Фактически и сам г-н Богатинов, и упомянутый выше шеф-редактор Александр Чугункин узнали о том, что стали фигурантами дела только во время обысков, которые в скором провели правоохранители в редакции СМИ, а также дома у журналистов.

По словам главного редактора, изъяли все, что подвернулось под руку — в том числе медицинские документы, рисунки и стихи. Суд признал обыск незаконным, предписал полицейским вернуть все изъятое. Однако, по словам Богатинова, явившись в полицию, чтобы забрать оборудование, руководители «Борского РФ» были встречены тем же дознавателем Оксаной Герасимовой. Она предъявила им постановление о возбуждении нового уголовного дела и предложила добровольно сдать оборудование, якобы имеющее отношение к делу. Суд снова признал этот обыск незаконным… и так еще семь раз.

Кроме этого к главному редактору, по его словам, направили психиатра в сопровождении участкового полицейского, чтобы прямо во дворе дома провести обследование, а также организовали выезд в Уфу — по месту рождения журналиста.

Моральное давление было настолько тяжелым, что, в конце концов, Игорь Богатинов предложил правоохранителям закрыть издание в обмен на возврат оборудования. После того, как «Борского РФ» не стало, все восемь уголовных дел, как по мановению волшебной палочки, закрылись. Правда, журналист полагает, что «палочка» эта» внутри содержала отнюдь не перо феникса, а несколько более грязный состав: признательные показания и извинение перед заявителями. Причем извинение долго не согласовывали и заставляли многократно переделывать.

Борьба продолжается

По информации редактора уже не существующего издания, обыски и прочие процедуры были проведены с массой нарушений, однако все его заявления об этих нарушениях были отклонены.

Тем не менее, Игорь Богатинов не сдается. 5 марта текущего года он написал заявление в Богатовское СУ СК о привлечении к уголовной ответственности лиц, возбуждавших против него дела. Дело спустили в прокуратуру Борского района, и там решили никаких мер не предпринимать. Заместитель прокурора по фамилии Ягодкина написала г-ну Богатинову, что «основания для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».

Журналист подозревает, что дело «спустили», так как на руководителя Богатовского МСО СУ СК по Самарской области Владимира Чернышкова, вероятно, оказывается давление возможностью проверок в отношении его отца, Владимир Чернышкова-старшего. Тот ушел в отставку с поста главы Промышленного района Самары после многочисленных жалоб со стороны жителей района. Об этом г-н Богатинов упомянул в жалобе, которую он направил в Генеральную прокуратуру РФ.

Также Богатинов полагает, что у правоохранителей Борского района может быть негласная договоренность спускать его жалобы на тормозах.

Учитывая возможную взаимную симпатию администрации и правоохранительных органов, на которую указывал не только г-н Богатинов, но и еще один активист, Александр Темлянцев, происходящее выглядит неудивительно.

Более того, по сообщениям г-на Темлянцева, против действий местных чиновников не помогают даже обращения к губернатору Самарской области Дмитрию Азарову. И самое страшное, что Борский район — лишь один и, возможно, не самый яркий пример того, что происходит в российской глубинке.

Сергей Любимов