В Борском районе уже давно происходят весьма странные вещи. Разоряются сельхозпредприятия, избивают и травят журналистов, одни и те же предприятия получают муниципальные подряды. Зарплаты одни из самых низких в регионе, однако администрация живет припеваючи. И это, как выяснилось, еще далеко не все…

Житель села Новый Кутулук Борского района Александр Темлянцев, с 2010 по 2015 годы возглавлявший местную администрацию, обратился в прокуратуру с просьбой проверить диплом о высшем образовании первого заместителя главы Борского района Владимира Инченкова. 

В беседе с корреспондентом «Засекина» Темлянцев пояснил, что по району давно уже ходят слухи, будто бы в действительности Инченков не получал высшего образования, а документ попросту купил. Бывший глава Нового Кутулука рассказал, что подал обращение 7 ноября, так что реакция от прокуратуры пока нет — срок рассмотрения составляет 30 дней. 

Однако если выяснится, что жители района где-то случайно узнали правду, то для «правой руки» Эдуарда Ардабьева это будет означать отставку, так как муниципальная служба и подложные документы — понятия не совместимые. По крайней мере, по закону. А отношение к закону со стороны Борской районной администрации можно было бы назвать несколько вольным. 

Как уже ранее писал «Засекин», в течении девяти лет супруга главы района, Наталья Ардабьева, занимала пост главы экономического отдела районной администрации, находясь в прямом подчинении мужа. Кроме этого, она еще и входила в состав комиссии по определению победителей бюджетных тендеров на госзакупках. Часто контракты заключались с одними и теми же подрядчиками.

Например, ИП Гагик Гарибов с 2011 по 2018 годы получил 37 муниципальных контрактов на разные суммы. ООО «Универсалмонтажстрой» выполняло как для МБУ «Служба заказчика», так и непосредственно для администрации шесть контрактов, более чем на 50 миллионов рублей. 

Кроме того, достаточно интересные вещи происходили с сельским хозяйством района. Например, ситуация с производственным кооперативом «Неприк». История эта началась, правда, еще до того, когда г-н Ардабьев принял должность, однако продолжалась в том числе и при нем. Так, по информации того же Александра Темлянцева, чиновники, работавшие тогда в региональном министерстве сельского хозяйства, прибрали кооператив к рукам, поставили директором в нем Алексея Симонова, мужа племянницы тогдашнего самарского замминистра сельского хозяйства Виктора Альтергота, и обанкротили. Потом предприятие передали индийскому фермеру Матару Харджиндеру Сингху, который взялся выращивать австралийских коров, не учтя, что Россия — ни разу не Австралия, и что коров у нас нельзя держать под открытым небом. С 2010 года «Неприк» стали активно курировать со стороны Минсельхоза, предприятие получало медали, однако к 2016 году все равно разорилось, потеряв более полутора тысяч голов скота. 

Выкуп, изъятие и впоследствии планомерное разорение сельхозпредприятия местные называют «индийской схемой». Именно о ней и рассказал в издании «Борское РФ» местный журналист Игорь Богатинов. После этого на Богатинова чиновники и бизнесмены подали восемь заявлений. Потерпевшими признали, согласно документам, главу района Эдуарда Ардабьева, руководителя управления сельского хозяйства райадминистрации Владимира Полянских, директора МБУ «Служба заказчика» Петра Туркина, предпринимателей Гагика Гарибова, Алексея Путылина, Сергея Путылина, Лилию Какурину, Елену Кошкадаеву, а также супруг Кошкадаевой Александр Гольдштейн, который, как местные, состоит в родстве с начальником отдела информации и общественных связей ГУ МВД по Самарской области, полковником внутренней службы Сергеем Гольдштейном. Получить комментарий г-на Гольдштейна на момент публикации не удалось.

По словам самого Игоря Богатинова, ни по одному из этих исков истцы не смогли предоставить убедительных доказательств. 

Примерно в то же время журналиста и его коллегу Александра Чугункина избили неизвестные прямо во время работы. Преступники и заказчики (если они были) до сих пор не найдены, а дело приостановлено. Г-н Богатинов не прекратил журналистскую деятельность, и в 2018 году, незадолго до выборов, его начали травить. Изъяли при «обыске» оргтехнику и у него самого, и у его коллеги из Кинеля, а к его дому в Борском, приезжали полицейские с психиатром. 

В конце концов, журналист устал ото всего этого и закрыл издание. Через два дня после этого все уголовные дела были закрыты, а оргтехнику вернули. 

К настоящему времени в рейтинге районов Самарской области Борский район опустился на последнее, 27 место. По конкретным производственным показателям тоже не все в порядке. По урожайности зерновых и зернобобовых культур на 1 гектар площади Борский район на 23-й позиции в регионе, по производству скота и птицы — на 14-м. По надоям молока — 18 место. 

По индексу промышленного производства по крупным и средним предприятиям некогда лидирующий район опустился на последнюю позицию. Среднемесячная зарплата жителей района — на 22-м месте в губернии. 

Кроме этого в Борском районе, существует проблема с вывозом мусора и сливом бытовых отходов прямо на территорию национального парка. 

Тем не менее, администрация района на жизнь не жалуется: глава района Эдуард Ардабьев проживает в очень приличном коттедже, стоимость которого оценивают в 10 миллионов рублей, хотя его годовая зарплата номинально — в пределах одного миллиона. 

Его первый заместитель Владимир Инченков, как говорят, тоже построил неплохое жилище в очень живописном месте, около национального парка «Бузулукский Бор». Правда, жилые дома там строить запрещено, но, видимо, если сельскому чиновнику очень хочется, то можно. А еще его супруга владеет автостоянкой на трассе М-5 «Урал», общей площадью 8000 квадратных метров. Хотя, по непроверенным данным, стоянку контролирует сам чиновник.

Сергей Любимов