Реформа сферы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и резкий взлет цен на вывоз мусора в начале 2019 года не мог не вызвать вопросов, и главный из них: а почему так дорого? Ведь раньше тоже вывозили, но в пять раз дешевле. Принципиальная позиция властей по отношению к гражданам формулировалась предельно просто: «Денег нет, но вы держитесь». «Засекин» попытался разобраться, почему региональные власти не хотят упростить жизнь простым гражданам. Хотя бы в мусорном вопросе, как это делается в Москве.
«Мусорная реформа», породила в прошлом году массовые протесты и огромное количество дискуссий. Однако в них была упущена одна не столь заметная для обывателей, но крайне важная деталь: субсидии, которые выделялись компаниям, занимавшимся вывозом мусора до 1 января 2019 года.
В распоряжении редакции ИА «Засекин» оказалась копия договора департамента городского хозяйства и экологии Самары с предприятием «Жиллидер» от 5 апреля 2018 года на сумму 31,5 миллионов рублей дотаций по оказанию услуг на вывоз ТБО и КГО, проект выплат на 85 млн, а также ещё ряд документов, отражающих взаимоотношения властей и компаний, вывозивших мусор до реформы. И как выяснилось, с началом реформы затраты компаний остались прежними. Просто раньше им выделялись многомиллионные субсидии из бюджета Самарской области и муниципальных образований, благодаря которым фактический тариф для населения был в несколько раз ниже.
Об этом же убедительно говорит дело о нарушении конкуренции со стороны администрации Тольятти в отношении ООО «Эко Рециклинг Групп», рассмотренное УФАС по Самарской области. «Эко Рециклинг Групп» судились с мэрией за 23 млн 370 тыс. рублей положенных им субсидий за период с 1 января 2012 по 31 января 2014 во всех возможных инстанциях. И эта сумма только по одной из нескольких компаний, работающих в одном лишь Тольятти.
А есть ещё Самара, ещё 8 городов, а также 27 муниципальных районов. То есть речь о сотнях миллионах рублей ежегодно.
Получается, что до 2019 года в оплате вывоза и утилизации мусора участвовал областной бюджет. С 1 января 2019 все расходы одномоментно перевалили на население. Один вопрос: почему не было плавного перехода? Второй – высвободились огромные деньги, куда их направили?
«Засекин» направил запрос в правительство Самарской области. На вопрос, предоставляются ли аналогичные субсидии региональному оператору «ЭкоСтройРесурс», в министерстве энергетики и ЖКХ Самарской области ответили отрицательно – не предоставляются.
Тем временем, в Москве субсидии местному регоператору предоставляют и тариф для населения там меньше, чем мог бы быть, учитывая масштабы города и расстояния. А из-за роста неплатежей ввиду коронавируса, по сведениям РБК, размер компенсаций может составить около 10–15 млрд руб.
И вот тут с особой четкостью встает вопрос: если деньги, причем немалые, которые раньше шли мусорным компаниям в качестве субсидий, «ЭкоСтройРесурсу» не выплачиваются, то куда они делись? На какие цели направлены? На этот вопрос, в министерстве ЖКХ ответить не взялись. От других ведомств ответа также не последовало.
На вопросы о том, все ли компании, заключавшие договоры с муниципалитетами региона, получали субсидии, и сколько суммарно было на эти субсидии потрачено с 2016 по 2018 год включительно, ответов не поступило вовсе. Не очень прозрачный подход. А ведь речь идёт о бюджете, формируемом налогоплательщиками. Теми, кому несмотря на потерю работы и доходов, несмотря на несогласие с реформами и чрезмерными тарифами приходится платить 100%. Хотя бюджет имеет возможность смягчить нагрузку для населения…
Андрей Федоров, Сергей Любимов
Комментарии (3)
Не знаю, куда там смотрят Азаров с Кудрявым. Но точно не о том думают, как жизнь людям упростить. Тарифы обещали пересмотреть, но так и не пересматривает никто.
И Михаил Матвеев молчит. Устал? Или с ним договорились? Кому верить?
Матвеев проиграл очередную инстанцию, собирается апеллировать в Верховный суд РФ
В высоких тарифах заинтересован лично только один человек, это губернатор. Огромные барыши ему затмили разум, а о людях он никогда не думал. Просто ума не хватает. Все эти быстро и глупо составленные договора, фальсификация, Не понятно, где доблесная прокуратура. Ведь все эти деньги очень легко проследить и посадить виновных в махинациях.