«Волжская ТГК», «Самараэнерго» и «Волжские коммунальные системы» попросили главу областного ГУ МВД «активизировать расследования» коммунальных неплатежей в Тольятти. Этот шаг на фоне отопительного сезона, в который губерния всё никак не войдет, выглядит как признание бессилия и отсутствия деятельных рычагов воздействия «ресурсовиков» на систему ЖКХ.

 

Полиция, полиция!

Руководство Самарского филиала ВоТГК, «Самараэнерго» и ВКС выступило с совместным обращением к Юрию Стерликову по поводу ситуации в Тольятти. Тутошние УК задолжали «ресурсовикам» в целом уже около 200 млн рублей. Причем подчеркнули, что в УВД по Тольятти они уже обращались, но не добились от его главы Сергея Гудилина положительного эффекта.

Чего хотят производители тепла и света? Ну вот, например, что заявил замдиректора СФ ВоТГК Максим Макаров: «Нужно понимать, что при попустительстве некоторых работников правоохранительных органов, деньги воруются вовсе не у компаний-монополистов, а у самих тольяттинцев. Воровство и нецелевое использование этих средств дельцами из сферы ЖКХ существенно затрудняет работу по обеспечению надежного тепло-водо-энергоснабжения города. К сожалению, без денег невозможно  закупить ремонтные материалы, топливо и все необходимое для создания бытового комфорта в домах сотен тысяч тольяттинцев. Мы думаем, что если городские правоохранители активизируют свою работу по борьбе с нецелевым использованием денег в городских УК и ТСЖ, то это пойдет на пользу всем горожанам».

Один из вариантов толкования этого спича – помогите поймать растратчиков, а если не можете – хотя бы не «крышуйте». Впрочем, может быть, что обращение к Стерликову таких острых обвинений и не содержит, но, согласитесь, «на мысли наталкивает».

Интересно ещё и то, что новость эта появилась практически в тот же день, что и рапорты областной прокуратуры о том, как лихо она отборолась этим летом с теми же самыми неплательщиками (но уже в губернских масштабах). Доблестные «органы надзора» проверили 234 организации, которые имели задолженность, выявили 636 нарушений закона, внесли 289 представлений об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которых 225 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. И «как бы даже» принятые прокуратурой меры поспособствовали сокращению кредиторской задолженности организаций ЖКХ на сумму свыше 1,2 млрд рублей из имевшихся до проверок 3,4 млрд.

Видимо, «ресурсовики» сочли, что прокуратура сработала «хорошо, но мало», и не видят уже других вариантов для возвращения оставшихся 2,2 млрд рублей, кроме как вызывать «собаку с полицией».

 

Бегемот и мухи

Напрашивается вопрос – что же такого случилось в этом году, чего не было в предыдущем, из-за чего надо бить в колокола, барабаны и себя по ляжкам, вопия «полиция, полиция!»? Ответ «долги копились несколько последних лет» не подходит, ибо и ВоТГК, и «Самараэнерго» работают на рынке уже не первое десятилетие, да и ставший совсем недавно собственностью СКС «Водоканал» тоже не в этом веке появился.

Скорее всего, дело в том, что «поломалась» привычная «ресурсовикам» система взаимоотношений, когда они рассчитывались с муниципалитетами через их бюджеты – после «приватизации» ЖКХ и распада «одного муниципального лица» на несколько «абсолютно частных» УК и прочие ТСЖ. Снабжающие организации погрязли в мелких расчетах с мелкими организациями, каждая из которых, к тому же, норовит что-нибудь стянуть, припрятать или слямзить. Вместо поединка со слоном «ресурсный бегемот» вынужден гоняться за роем мух. А поскольку особых «карательных аппаратов» вышеперечисленные организации не имеют, а пытаться по суду банкротить и взыскивать с УК бесполезно в виду отсутствия на их рынке конкуренции (не случайно прокуратура в своем отчете скромно упомянула, что заведено было всего 2 (!) уголовных дела) – вот они и вынуждены сесть и вопить благим матом «караул! прокуратура! полиция!».

Правда, в случае с СКС вспоминаются еще и «миллиардные инвестиции», которые лично г-н Виктор Вексельберг во время своих визитов в область совсем недавно сулил самарскому водопроводу. Как-то очень быстро (и очень непонятно) оказалось, что из-за «всего одного» миллиарда долгов СКС в этом году не только отказалась почти от всей программы модернизации сетей, но и существующее-то водоснабжение поддерживать в состоянии без аварий и ЧП не берётся. Это что же получается – Вексельберг имел в виду, что инвестиции он будет делать с тех денег, которые собираются с пользователей в губернии? Извините, а в чем тогда состоял его «предпринимательский подвиг»?

 

Голый король

Скажете: ну как же, в их распоряжении очень мощный метод убеждения - вентиль! Стоит его закрыть – и «они попляшут у нас, как миленькие»! Вон как Украина нынче извивается кольцами без нашего газа…

В том-то и дело, что с Украиной – можно, то с Самарой, Тольятти, Сызранью и прочей Россией – нельзя. Как только обозленные жители выйдут из домов – даже не на Майдан или митинг, а просто найти где и чем погреться, тотчас же у властей начнутся инсульт, инфаркт и лихорадка Эбола сразу. Именно потому, что будет похоже и на Майдан, и на митинг. Ведь наша по всем законам «правового государства» абсолютно «централизованно-демократически» выстроенная «вертикаль власти» не приспособлена только к одному – силовому на нее давлению.

Так что никакой вентиль никто нигде заворачивать не будет. И ресурсные организации так и будут сидеть и звать полицию, прокуратуру, «Единую Россию» или сразу воздушный десант. Потому что какой в стране капитализм (и с каким лицом) построили – так он и работает. Есть, конечно, у них один «чисто российский способ» – вспомнить, что за их спинами стоят миллиарды и олигархи, потрясти немножечко мошной и заручиться поддержкой властей, которые и смогут обеспечить их благосклонностью «собаки с полицией». И мне, честно говоря, странно – неужели до сих пор не додумались? Или жаба таки всё еще душит?..

 

Дмитрий Копалиани