С 1 января 2015 года все мигранты, прибывающие в Самарскую область на работу и проживание, будут сдавать экзамены по русскому языку, истории и правоведению. Причём тесты, которые им готовят, затруднят многих коренных россиян с высшим образованием. Которые, кстати, совсем не горят желанием занимать рабочие места, на каковые не попадут провалившие экзамены гастарбайтеры.

Как Дегтярёву не удалось спасти мигрантов

Депутат Госдумы РФ Михаил Дегтярев, законодательные инициативы которого принято высмеивать, как популистские и фантастические, может быть доволен. Ведь это он внес зимой далекого уже 2013 года законопроект об обязательных экзаменах для трудовых мигрантов по русскому языку, а также «истории и культуре России и основам Конституции РФ».

Но на самом деле, как сейчас выясняется, Дегтярев просто пытался спасти гастарбайтеров от хищнического произвола властей. Предлагаемые им требования:

- для получения разрешения на работу надо знать 1300 русских слов и получить на «экзамене по культуре» «тройку»;

- для получения разрешения на временное проживание нужно знать 2300 слов и прочесть «небольшой газетный текст», а также заработать «тройку» по «культурным дисциплинам»;

- для получения гражданства надобно знать 10 000 слов, читать «художественные и публицистические тексты», а также блеснуть знаниями истории, культуры и Конституции на отметку «хорошо».

Сравните это с тем, что написано ниже про ныне действующие стандарты – и вы поймёте, что Михаил Дегтярев просто грудью стоял за отечественное строительство, ЖКХ и индустрию сервиса, пытаясь превратить тотальную «зачистку» оттуда мигрантов.

Хотя тогда, в далеком 2013 году, его инициативу, как водится, восприняли скептически. Заместитель председателя общественного совета при УФМС России по Самарской области Наталья Мухаметшина прокомментировала это так: «Уже сейчас существует перечень специальностей, для которых необходимо знание основ русского языка. Там перечислено достаточно много профессий, поэтому вряд ли стоит его расширять и тестировать всех подряд. Это пустая трата денег. Что касается экзамена по истории, культуре и Конституции РФ для трудовых мигрантов, я не представляю, как это можно организовать».

Кто же мог догадываться еще год назад, что федеральное правительство будет порадикальнее и посуровее, чем Михаил Дегтярев…

20 000 слов и четвёртый уровень

21 апреля 2014 года президент РФ подписал закон о сдаче трудовыми мигрантами экзаменов. Схема всё та же – русский язык, история, «основы правовых знаний». Вот только уровень сложности заданий…

Дегтярев с его «от 1300 до 10 000 русских слов» нервно курит в коридоре. Как заявляют члены уже сформированной в Самарской области при УФНС комиссии для «признания гражданина носителем русского языка», желающий трудиться у нас в регионе гастарбайтер обязан знать 20 000 слов и понимать тексты любой сложности. Для особо непонятливых добавлено – «владеть четвертым, самым сложным, уровнем». Небольшим послаблением (правда, непонятно, как оно будет реализовано) выглядит лишь фраза «активно использовать 8000» из 20 000 знаемых слов. Становится даже интересно – с помощью каких методик это будут определять, и будут ли слова считать вручную, или отечественная оборонка поможет каким-нибудь свежим секретным словометром?

С историей всё тоже довольно непросто. Люди из закоулков Средней Азии должны выучить 19 дат и 50 персоналий, знать Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну, даты отмены крепостного права и первого полета человека в космос – всего до 100 вопросов. Более того – отвечать на вопросы типа «на какой реке располагалась столица Золотой Орды?» или «какие древние племена Восточной Европы Х века были предками современных украинцев, белорусов, русских?». (Для читающих этот текст студентов истфака напоминаю – 99,99% гастарбайтеров едут в Россию, и в Самару в том числе, не преподавать в вузах или школах, а месить бетон или жарить шаурму)

После всего этого довольно невинными кажутся вопросы по правоведению, вроде «что празднуют россияне 7 января: Курбан-байрам, Международный женский день или Рождество?». В общем, проанализировав то, что пока доступно из заданий, «Российская газета», издание официальное, бесконфликтное и лояльное до предела, сделала вывод: «Экзамен для гастарбайтеров не сдал бы и нобелевский лауреат».

Филолог тоже хочет жить

Зачем же тогда, спросите вы, всё это затевается? Ибо даже «не совсем нобелевскому лауреату» понятно, что если перед мигрантами захлопнется шлагбаум, никто по мановению волшебной чиновничьей палочки не займет их места во дворах с метлами, на стройках с лопатами и даже в чебуречных у мангалов – они там и появились давным-давно, потому что «аборигенам» такая работа перестала быть интересна.

Да всё довольно просто на самом деле. Есть у этого «айсберга» две части. Надводная, то есть абсолютно законная – сдача тестов будет мероприятием платным, разрешение на работу – 3000 рублей, разрешение на проживание – 5000 рублей. И более того – мигранты совершенно официально будут готовиться для экзаменов на специальных курсах, которые, скорее всего, тоже будут платными. В крайнем случае, вузам, их организующим, «достаточно будет» и госфинансирования. У нас, в Самарской области, этой высокой чести удостоились Самарский государственный университет, Тольяттинский государственный университет, Тольяттинский филиал Российской академии народного хозяйства при президенте РФ, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (ПГСГА), Самарский государственный экономический университет, Самарская гуманитарная академия и негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Вершина».

Так что государство и себе лишнюю «копеечку» организует, и науку в стране «чуть-чуть приподнимет». Ну а «ниже ватерлинии» всей этой затеи лежит еще и вполне понятная всем даже без академического образования вещь – очередной барьер на пути мигрантов станет новым источником коррупции. Ну не терять же, на самом деле, работодателю  время на обучение таджиков 20 тысячам слов!..

 

Дмитрий Копалиани