События вокруг реконструкции проспекта Кирова, а точнее бодания за 4,4 млрд рублей, на неё выделяемые, всё больше напоминают сюжет песни «А поезд тихо ехал на Бердичев» – с того места, где «у окна стоял мой чемоданчик» и просьбы его оттуда убрать. Правда, в шансоне рефрен повторяется три раза, а итоги аукциона отменяются уже в четвертый. Потому что за соперничающими вокруг «куска пирога» компаниями видны «слишком авторитетные люди». 

Эх, раз, ещё раз и ещё два раза

Эпопея (пока в «четырёх томах», то бишь тетралогия) началась в феврале этого года. Тогда «лакомый кусок» в 4,4 млрд рублей бюджетных денег, выделяемых для реконструкции части проспекта Кирова в Самаре (около 3 км) к мундиалю-2018, в первый раз достался по итогам аукциона ЗАО «Волгоспецстрой», по устоявшемуся выражению журналистов – «близкому к» Алексею Чигеневу.  Но радость «спецстроителей» была недолгой – ФАС признала торги несостоявшимися из-за нарушения процедуры.

Конкурс был переназначен на апрель, и его снова выиграл «Волгоспецстрой». А ФАС снова отменила результаты торгов. И хотя 10 апреля 2014 года пост замминистра облминтранса по собственному желанию покинул Евгений Улитин, предыдущим местом работы которого была должность замгендиректора «Волгоспецстроя», всё то же самое повторилось в мае и в июне. Последнее по хронологии решение ФАС (уже четвертое) состоялось несколько дней назад. И уже назначена дата нового, пятого по счету аукциона – 30 июня.

Можно сделать кругло-удивленные глаза и написать: «возможно, ФАС смутило то, что все четыре раза областной Минтранс допускал до торгов только одну компанию – тот самый «Волгоспецстрой». Это на самом деле весьма забавно, но реалии нынешней России таковы, что «одно это» никого бы не смутило. За этой «войной» ФАС против Минтранса кроются куда более «серьезные отношения». 

«Волгомост» преткновения

Три из четырёх раз единственным конкурентом «Волгоспецстроя» в конкурсе (не на стадии торгов, к которым их не допускали, а в подаче заявок) было саратовское ОАО «Волгомост», в 2011 году проданное ГК «СОК» («рвавшей когти», уходя от федерального прессинга) «группе лиц». До января нынешнего 2014 года это была «фирма как фирма» - почти 100% акций принадлежало нескольким оффшорным компаниям. Но зимой была проведена молниеносная «зачистка», в ходе которой все «кипрские собственники» уступили свои портфели отечественным (в основном подмосковным) фирмам. Одновременно с этим «Волгомост» набрал весьма солидный объем крупных федеральных заказов - строительство и реконструкция автомобильной дороги М5 «Урал» от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке протяженностью 1,3 тыс. км; реконструкция участков автомобильной дороги «Московское большое кольцо» через Дмитров, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин (с подъездом к государственному комплексу «Таруса» и проездами по его территории). Также корпорация «является наиболее вероятным кандидатом» на получение «подряда века» – строительства моста через Керченский пролив.

В общем, конкуренты зубастые, и как бы не позубастее «Волгоспецстроя», особенно «в масштабах всей страны». И именно они три из четырех раз подавали в ФАС жалобы на «неправильные» с их точки зрения итоги «одноместных» аукционов (один раз это делала компания ООО «Производственно-техническая база — СДС», зарегистрированная, опять же, в Подмосковье).

Но если кому-то кажется, что две фирмы, специализирующиеся в одной и той же сфере деятельности, «честно» пытаются конкурировать друг с другом за большой контракт – тот забывает, что живёт в России, где все вопросы (и большого бизнеса в том числе) решаются с помощью «влиятельных друзей». 

Чьи друзья дружнее

То, что Чигенёв, даже покинув официально пост гендиректора «Волгоспецстроя», остаётся «большим другом» этой компании – признают все региональные СМИ, пишущие об этом конфликте. Другим «крепким и близким товарищем» является сам областной Минтранс, вписанный, впрочем, в губернскую вертикаль. Такой вывод можно сделать потому, что ведомство с завидным упорством уже четыре раза устраивает «монопольные» торги, по итогам которых спешит заключить контракт.

Но во всероссийском масштабе региональным друзьям противостоят федеральные приятели несопоставимого размера. Дело в том, что «Волгомост» столичными СМИ (например, «Коммерсантом») считается «близким к» (снова то самое выражение) Аркадию Ротенбергу. Да-да, тому самому, «великому и ужасному», «другу В.В. Путина», причем настолько другу, что даже попал в «черный список» тех, кого из-за Украины попытались «прижать санкциями». Именно его влиянием объясняют эксперты «быстрое перерождение», а также оперативно «набитый» портфель госзаказов обновленного «Волгомоста».

«Имея это в виду», суперпринципиальная позиция, с которой до сих пор не сходит ФАС, выглядит нисколько не удивительно и вполне «логично»…

 

Михаил Барклай