Уже весной этого года на самарской набережной, которую так тщательно зачистили от торговых объектов, появятся новые киоски. Со временем ларьки в стилях «модерн», «неоклассицизм» и «авангард» должны заменить все действующие нестационарные объекты торговли. Установка разноцветных киосков с разнокалиберными виньетками обойдётся предпринимателям  в сумму около миллиона рублей. Малый бизнес уверяет, что такой киоск никогда не окупится.

 

Внешний вид будущих самарских киосков уже представляли ранее на Совете по предпринимательству. Уже тогда они, как и схема размещения нестационарных торговых объектов, вызвали много критики. Представители малого бизнеса назвали представленные павильоны громоздкими и сложными в эксплуатации. 13 марта те же самые эскизы были представлены журналистам на пресс-конференции с руководителем департамента потребительского рынка Самары Вадимом Кирпичниковым.

Собственно о киосках рассказала заведующая кафедрой дизайна Самарского государственного архитектурно-строительного университета, доктор архитектуры Татьяна Каракова, чьи студенты и разработали «торговые модули». Г-жа Каракова, как творческий человек, видит за этой работой высшую цель – «создать равные условия для проживания людей вообще в стране, вообще в регионах и в том числе в городе Самаре». Она уверена, что проведённая инвентаризация торговых объектов приведёт к улучшению качества обслуживания населения.

«Чтобы исчезло жёсткое представление о центре и периферии. Люди, которые живут в периферийных районах города, не должны жить в спальных районах. Даже те зоны, которые обслуживают крупные торговые центры, порой требуют донасыщения нестационарными торговыми объектами, потому что там очень высокая плотность населения», - объяснила Каракова. Однако её благородные порывы идут прямо в разрез с реальным сокращением торговых объектов. А желание превратить киоски в архитектурные произведения расходится с мнением предпринимателей об эксплуатационных качествах и окупаемости «всей этой красоты».

Напомним, киоски планируют стилизовать в соответствии с окружающей архитектурной средой. Город разделили на четыре условные зоны, для каждой из которых разработали типовые объекты: стиль «модерн» (в зоне исторической застройки), «неоклассицизм» (послевоенная застройка), «авангард» (индустриальная застройка) и «репрезентативная зона». Размеры киосков – от 12 до 22 кв м.

Сейчас в недрах городской администрации разрабатывается нормативно-правовой акт, который должен будет утвердить внешний вид торговых павильонов. 

«С отсылкой  на этот нормативно-правовой акт мы уже сможем требовать от арендатора земельного участка соблюдения условий по внешнему виду. Сейчас, пока нет такого документа, договоры аренды заключаются под установку просто павильонов, внешний вид – на усмотрение арендатора», - рассказал Вадим Кирпичников. После утверждения такого нормативно-правового акта в договорах аренды будет отсылка на типовой внешний вид павильонов. Таким образом, планируется их смена по всему городу.

 

Эффективная схема и ментальность предпринимателей

Киоски распределят по городу в соответствии с разрабатываемой Схемой размещения нестационарных торговых объектов. Как проинформировал Кирпичников, схема эта состоит из двух частей. Первая – уже существующие торговые объекты, установленные на законных основаниях, имеющие договоры аренды и согласования с сетями, соответствующие градостроительным нормам и так далее. Сейчас в схему внесено 230 действующих объектов. Вторая часть – это перспективная схема, вакантные участки, где не хватает нестационарных торговых объектов. По таким участкам будет проводиться конкурс на установку павильона определённого внешнего вида. Властями определено 234 таких перспективных площадок общей площадью 26 тыс. 400 кв. м.

Корреспондент ИА «Засекин» попросил г-на Кирпичникова оценить работоспособность этого механизма, если за год в схему было внесено немногим больше 200 действующих киосков.

«Работа идёт эффективно. У нас долгое время вообще такой работы не происходило, всё было хаотично» - считает чиновник. Медленную работу он связывает с тем, что «предпринимателям это было ментально сложно». Он рассказал о 515 объектах с действующими договорами, которых нет на кадастре, по которым не сделано землеустроительное дело. Почему же с ними были заключены договоры аренды, отвественный муниципальный служащий не пояснил.

«Предприниматели сейчас активно ведут эту работу. В ближайшие дни будет запущено третье внесение изменений, где ещё более 100 объектов. Мы вносим изменения ежеквартально, предприниматели могут обращаться, мы или чётко объясним, почему объект не попадает в схему, что необходимо сделать, или внесём его», - доложил г-н Кирпичников.

 

Торговлю вернут на набережную

В конце апреля – начале мая этого года первые 18 новых киосков должны появиться на самарской набережной. Как  пояснил Кирпичников, весь комплекс набережной находится в ведении МП «Набережные Самары»,  что упрощает процесс установки там киосков. Часть павильонов будет установлена за счёт муниципального предприятия и будет сдаваться предпринимателям в аренду. Часть установят за счёт коммерческих структур, которые выиграют соответствующий конкурс. Ещё один павильон в стиле «модерн» должен появиться на улице Фрунзе напротив Дома Курлиной. Инвестиции в объект готова взять на себя компания «Роспечать», киоск которой находится там сейчас.

Как оказалось, концепция будет распространяться не на все киоски, а только на несетевые «белые коробки, собранные в гаражных условиях», как обозначил их г-н Кирпичников. Исключение сделают для брендированных сетевых объектов, вроде ларьков с хот-догами и «стаканов», где продают кофе. К ним обещали подходить индивидуально. Вот только чиновники не учли, что именно «белые коробки», в отличие от сетевых киосков, являются наиболее незащищёнными объектами бизнеса. Именно в них ведут торговлю малые предприниматели, которые не смогут позволить себе установить дорогостоящие павильоны.

Представитель Самарского профсоюза предпринимателей спросил г-на Кирпичникова о цене на торговые павильоны. Тот ответил, что это будет минимум 500 тысяч рублей. «Значит, 700 тысяч, плюс подключение сетей и аренда земли – миллион рублей», - заключил предприниматель. Чиновник возражать не стал.

«В киосках и павильонах запретили торговать пивом, скоро вступит в силу запрет на торговлю сигаретами. В связи с этим выручка предпринимателей упала до 5-10 тысяч рублей. Предприниматели находятся на грани выживания и не смогут позволить себе такие траты, предпринимателю неоткуда взять эти деньги».

«Да, непросто, это рынок, но ситуация меняется. Нужно смотреть экономическую целесообразность каждого объекта», - возразил г-н Кирпичников.

По итогам пресс-конференции так и не стало понятно, для кого разрабатывались все эти эскизы павильонов, если малый бизнес в реальности не в состоянии их оплатить. Уже после мероприятия, беседуя с корреспондентом ИА «Засекин», предприниматель сказал, что лично ему, видимо придётся уйти с рынка, деньги вкладывать в такой павильон бессмысленно – он просто не сможет окупиться. Для молодых предпринимателей, которые раньше могли начать своё дело с такого киоска, «малый бизнесмен» тоже не видит никаких перспектив.

Елена Вавина