Малый бизнес отправляют на пустыри и городские окраины, где, по мнению теоретиков, не хватает торговых объектов. Если же предприниматель захочет разместить торговую точку в центре города, ему придётся выложить до 700 тысяч рублей за архитектурный «изыск», вписывающийся, по мнению разработчиков, в городскую среду.

 

Презентация Концепции размещения объектов потребительского рынка прошла 6 февраля на расширенном заседании Совета по предпринимательству. Основной акцент докладчиков был сделан на том, что концепция разрабатывалась на основе научного исследования и к ней привлекались сотрудники кафедры дизайна Самарского государственного архитектурно-строительного университета. В итоге большую часть презентации докладчик Татьяна Каракова, доктор архитектуры, профессор, рассказывала о научных методиках, применённых в разработке концепции. Слушающие же надеялись узнать ответы на конкретные вопросы: сколько объектов нестационарной торговли оставят жителям Самары и сколько новых торговых точек будет включено в Схему размещения. Однако зал не получил внятного ответа ни на один из этих вопросов. Докладчики путём применения сложных методик выяснили, что чем выше плотность населения на конкретном участке, тем больше там «вырастает» торговых объектов: мини-рынков, ларьков, стационарных магазинов. Открытие это, конечно, ни кого не удивило, поскольку доказано двумя десятилетиями рыночной российской экономики.

Профессор Каракова в своём докладе показала, что она вместе с коллегами преследовала самые благородные цели: выявить функциональные пустоты – места, куда торговые точки почему-то не добрались. Её задача заключалась в том, чтобы создать комфортных условий для горожан путём заполнения этих пустот и таким образом поддержать малый бизнес и повысить эстетичность торговых объектов. В итоге, по задумке разработчиков, каждый житель должен иметь возможность приобрести необходимые товары в зоне пешеходной доступности, которая составляет 300 метров, а городские улицы должны быть украшены торговыми объектами, радующими глаз. Вдобавок предприниматели получат карту-схему, по которой будет понятно, где они могут удобно, законно и с выгодой разместить торговые точки.

«Но архитекторы же не знают, что такое – поставить объект на новом месте. Это значит, что нужно делать временный фундамент, заключать договоры с электрическими сетями, подключаться. Это сумасшедшие деньги, сотни тысяч рублей», - отметил в разговоре с корреспондентом ИА «Засекин» заместитель председателя Самарского регионального профсоюза предпринимателей Илья Генсон.

Предприниматели уверены, что благородные цели учёных расходятся с объективной действительностью. Представители малого бизнеса не хотят размещать свои объекты в «функциональных пустотах» - местах с низкой проходимостью населения, где установка торговой точки будет просто невыгодна. Так, концепция предлагает установить торговый павильон на перекрестке улиц Карла Либкнехта и Конноармейской – в отдалённом частном секторе, где не только низкая плотность населения, но и, элементарно, отсутствует асфальт.

 «Эти проекты невозможно реализовать, - считает г-н Генсон. - Это очередная профанация со стороны властей. Нам будут предлагать какие-то новые места, но пойдём ли мы туда, есть ли смысл туда уходить?»

Руководитель департамента потребительского рынка и услуг Вадим Кирпичников в ответ на все замечания ответил, что в дальнейшей разработке концепции будут учитываться не только плотность населения и удаленность от объектов торговли, но и другие факторы, влияющие на успешную торговлю.

Первый заместитель главы Самары Александр Карпушкин, под чьим председательством проходило заседание совета, заявил, что представленная концепция находится в начальной стадии разработки, её подробности будут раскрыты в конце февраля на VII международном инвестиционном форуме «Самарская платформа развития бизнеса. Форсированное развитие». Там же предприниматели смогут получить ответы на конкретные вопросы, сколько торговых точек чиновники «отпустили» для города Самары.

Представители профсоюза предпринимателей отметили, что размещение нестационарных торговых объектов зачастую связано с серьёзными сложностями по аренде участка, поскольку земля может находиться как в муниципальной, областной, так и в федеральной собственности. Министр имущественных отношений Самарской области Юлия Степнова пообещала, что процедура аренды в будущем будет прозрачной и универсальной, и рассказала, что соответствующие единые правила уже сейчас рассматриваются на федеральном уровне.

Отдельной и, возможно, самой ожидаемой частью доклада была презентация внешнего вида киосков. Здесь, как рассказала профессор Каракова, потрудились студенты СГАСУ. Из представленных эскизов было видно, что будущие дизайнеры не пожалели фантазии – киоски были самых неожиданных форм. Их было предложено стилизовать в соответствии с окружающей архитектурной средой. Разделив город на четыре условные зоны, для каждой из которых были разработаны типовые объекты: стиль «модерн» (в зоне исторической застройки), «неоклассицизм» - (послевоенная застройка), «авангард» (индустриальная застройка) и «репрезентативная зона». 

Говоря о репрезентативной зоне, г-жа Каракова заметила, что самарская набережная Волги как раз представляет те самые «функциональные пустоты», где остро не хватает торговых объектов. Докладчица не отметила, что такая ситуация сложилась совсем недавно – когда городская администрация зачистила набережную от торговых точек и уличных кафе. Татьяна Каракова рассказала, что горожане, гуляя по набережной, фотографируются на фоне общественного туалета. И выразила надежду, что вскоре там появится больше таких объектов – горожане смогут фотографироваться на фоне магазинов и ларьков.

Говорить о художественной стороне представленных объектов, наверное, нет смысла – это дело вкуса. Так, министр Юлия Степнова сказала, что получила настоящее эстетическое удовольствие от просмотренных эскизов, в то время как в зале были слышны такие эпитеты как «громоздкий», «бездарный» и «нелепый».

Предпринимателей особенно волновал вопрос стоимости представленных павильонов. Сначала Юлия Степнова замялась, говоря, что это вопрос к производителям, чиновники же не могут указывать, по какой цене и у кого покупать киоски. Но потом сдалась и сказала, что стоимость киоска составит от 300 до 500 тысяч рублей. Однако Илья Генсон в разговоре с корреспондентом ИА «Засекин» рассказал, что обращался в администрацию Ленинского района, чтобы узнать, сколько будет стоить установка «модернового» киоска на пересечении улиц Фрунзе и Красноармейской. Ему ответили, что этот объект с вензелями спорных художественных качеств и бесспорно сложного обслуживания будет стоить 700 тысяч рублей. И это – без учёта аренды земли, установки временного фундамента и подведения коммуникаций, которые тоже стоят больше сотни тысяч. 

«Эти суммы неподъёмны для предпринимателей, особенно начинающих. Кроме того, я уверен, что администрация поставит своих производителей, и стоимость этих павильонов будет на порядок выше, чем, если бы мы их сами строили», - добавил Илья Генсон.

Предприниматели считают, что в представленной концепции «нет и речи о развитии предпринимательства». Презентованные проекты павильонов сложны в изготовлении и эксплуатации и просто не отвечают действительным запросам. Цена же этих объектов делает их и вовсе невозможными для установки. Кроме того, бизнесмены не уверены, что, вложив большие для них деньги, не потеряют их через 5-7 лет, когда новые чиновники задумают утвердить для них новые нормы.

Татьяна Святкина

Фото с официального сайта администрации г.о. Самара