Авиакомпания «Эйр Самара», ранее существовавшая лишь на бумаге, наконец-то получила первые самолёты – три маломестных американских лайнера Beechcraft King Air 350i. Ещё шесть аналогичных машин поступят в Самару в ближайшие месяцы. По мнению властей, этот шаг должен привести к развитию региональных перевозок. Эксперты расходятся в оценке этой покупки. Одни полагают, что комфортабельные самолёты обходятся слишком дорого, и под видом региональной авиакомпании правительство создаёт аэротакси для высших чиновников и бизнеса. Другие считают, что выбор самолёта обоснован характеристиками пассажирапотока. Однако в рентабельности проекта сомневаются все эксперты.
О том, что «Эйр Самара» получила первые самолёты, стало известно в среду, 15 января, когда фотографии авиалайнеров попали в самарскую блогосферу. В этот же день РИА-новости передали сообщение пресс-службы Государственной транспортной лизинговой компании – поставщика самолётов, подтверждающее факт передачи первого лайнера. «Первый самолёт передан компании «Эйр Самара». По контракту до 10 февраля мы должны поставить компании три самолета Beechcraft King Air», - рассказал представитель пресс-службы.
Сегодня, 17 января, пресс-служба правительства Самарской области сообщила, что все три самолёта Beechcraft King Air 350i поступили в аэропорт «Курумоч» уже 12 января. Всего же для компании закуплено девять авиалайнеров, остальные шесть ожидаются в течение двух месяцев. Как сказано в пресс-релизе, покупку совершило региональное правительство при поддержке министерства транспорта Российской Федерации. В пресс-службе не смогли назвать цену сделки, отметив лишь, что она значительно меньше сумм, «называемых в интернете».
Напомним, в августе 2013 года «Эйр Самара» объявило два конкурса на приобретение в лизинг самолетов Beechcraft King Air 350 и 350i (модель B 300). Согласно конкурсной документации, компания надеялась приобрести 13-местный самолет Beechcraft King Air 350 и два двухместных Beechcraft King Air 350i в VIP-варианте, каждый - не дороже 460,1 млн рублей. Однако на конкурс не было подано не одной заявки, и торги признали несостоявшимися. В сентябре стало известно, что «Эйр Самара» договорилась о лизинге трёх самолетов с ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Сумма сделки не оглашалась, однако в качестве ориентировочной суммы называли стоимость несостоявшихся торгов. Сейчас в пресс-службе «Белого дома» сообщают, что все девять приобретённых самолётов имеют 13 посадочных мест, не опровергнув и не подтвердив информации о наличии или отсутствии vip-комплектации.
Напомним, ОАО «Эйр-Самара» создано в июле 2010 года. Согласно первоначальным планам, компания должна была начать полеты весной 2011-го, объединившись с «Авиалиниями Мордовии». Однако до настоящего времени у компании не было собственных самолётов. На сегодняшний день, согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», 99,95% обыкновенных акций предприятия принадлежат ОАО «Самараоблавтотранс», подконтрольному правительству Самарской области.
В 2010 году, когда создание местного авиаперевозчика обсуждалось на федеральном уровне, предполагалось, что основной парк компании составят самолёты Ан-148-100Е, вмещающие от 70 до 80 пассажиров, с дальностью полёта до 4400 км и примерной стоимостью 750 млн рублей. Также компания рассматривала возможность приобретения самолётов Boeing-737, Airbus и Ан-140 производства самарского «Авиакора». Однако планы изменились, и в марте 2013 года правительство анонсировало приобретении в лизинг американских самолетов Beechcraft King Air 350i. Тогда член совета директоров компании Леонид Шварц утверждал, что самолёты Beechcraft были выбраны из-за их экономичности и комфортного салона.
Экономичность сделки вызывала сомнения у авиационных экспертов, так как Beechcraft King Air считается одним из самых комфортабельных и мощных самолётов в своём классе. King Air 350i оснащён улучшенной шумоизоляцией пассажирской кабины, модульным оборудованием салона и – впервые на King Air – полноценным туалетом. Эксперты заговорили о том, что это «самолёт для бизнеса», который вряд ли будет доступен среднестатистическому пассажиру. Рентабельность и возможность самоокупаемости этой сделки также вызвала массу вопросов.
«Приобретение самолетов Beechcraft для создаваемой правительством авиакомпании «Эйр-Самара» ни экономически, ни технически не обосновано, - высказался по этому поводу руководитель группы по разработке инновационных технологий в области эксплуатационно-экономической деятельности воздушного транспорта Виктор Дубровский. - Никаких высокоточных и взаимосвязанных расчётов, подтверждающих работоспособность проекта, на самом деле нет. В случае приобретения девяти Beechcraft King Air 350i и конкуренции со стороны других авиакомпаний, «Эйр-Самара» постоянно будет нести убытки, которые будет вынужденно покрывать правительство региона».
В октябре на опасения местных экспертов откликнулось Федеральное агентство воздушного транспорта. Специалисты Росавиации выразили неуверенность в целесообразности покупки этих самолётов и заявили, что с такими планами «Эйр Самара» может не попасть в программу субсидирования лизинговых платежей.
«По мнению некоторых экспертов, использование Beechcraft King Air в качестве регионального может оказаться неэффективным, - высказался по этому поводу глава Росавиации Александр Нерадько. - Поэтому Федеральное агентство воздушного транспорта тщательно изучит бизнес-план этой авиакомпании с использованием воздушных судов Beechcraft King Air».
Генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что в выборе этих самолётов в качестве региональных перевозчиков «нет ничего необычного», он отмечает, что основную часть авиапассажиров в России составляют чиновники и представители бизнеса, способные заплатить за дорогостоящие перевозки. Однако рентабельность региональной авиации вызывает у эксперта сомнения.
«Пока невозможно сказать, насколько этот самолёт соответствует конкретной ситуации в Самарской области на конкретный момент времени, - рассказал г-н Рыбак в беседе с ИА «Засекин». - Возможно, что в Самаре всё делают правильно, но сможет ли это себя оправдать, покажет только практика. Региональные перевозки – дело сложное и убыточное. Сделать их мало-мальски рентабельными крайне непросто. В нашей стране это практически никому не удавалось. Есть представление, что в этом сегменте ничего невозможно сделать».
Татьяна Святкина
Комментарии (0)
Оставить комментарий