Самарское метро уже давно стало антисимволом областной столицы. За 35 лет построено и пущено в ход всего 9 станций – меньше, чем по одной в три года. Медленнее, наверное, строили только египетские пирамиды. А окончательно бросить эту «стройку века», похоже, властям мешает отсутствие внятного ответа на вопрос: надо ли жить по средствам, или ЧМ-2018 «святее всех святых»?

Ветки и планы

Мало кто теперь помнит, что строительство самарского метро в далеком 1980-м началось прямо в центре города – с рытья перегона между станциями «Проспект Ленина» (ныне «Российская») и «Октябрьская» («Алабинская»). Но почти сразу и бросили, решив, что начинать ветку надо в «рабочей окраине» - на Юнгородке. Чтобы пролетариат из центра города быстрее добирался до работы на безымянские «монстрах оборонки». И четыре первых станции («Юнгородок», «Кировская», «Безымянская» и «Победа») вошли в строй уже в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции. Довольно быстро были достроены и введены в эксплуатацию станции «Советская» (1992), «Спортивная» (1993) и «Гагаринская» (1993).

Планы у метростроителей были самые грандиозные. Первую ветку намечалось дополнить еще пятью станциями – «Московская», «Российская», «Алабинская», «Самарская» и ««Театральная». Проектировалась и вторая ветка (еще в 2007 году «Самарская газета» официально сообщала о выделении участков под проектирование и строительство) – от «Вокзальной» параллельно Московскому шоссе до «18-го км». Третья, правда, так и осталась в планах образца 1977 года – она должна была соединить центр города с Самарским Заречьем.

Но, как обычно, «враг подкрался незаметно» – вторжение рыночной экономики в жизнь «страны почти победившего социализма» надолго заморозило все грандиозные, и, следовательно, многозатратные проекты. Строительство то не шло вообще, то двигалось черепашьими темпами. Следующая станция, «Московская», открылась лишь в 2002 году, «Российская» – в 2007-м. К тому времени уже стало окончательно ясно, что направление ветки выбрано неверно – «кузницы оборонки» встали, и толпы пролетариев перемещались на метро разве что к Кировскому рынку и обратно. Да и конечная ныне станция «Российская» расположена уж слишком далеко даже от проспекта Ленина, не говоря уже о Ново-Вокзальной.

Ни о какой рентабельности, окупаемости или прибыльности маршрутов речи быть уже не могло. Самарский метрополитен оказался в роли дорогой, но сломанной игрушки – играть нельзя, выкинуть жалко.

«Толчковое» производство

Две последние станции уже достраивала «частная лавочка» – ЗАО «ВТС-Метро» (дочернее предприятие ЗАО «Волгатрансстрой»). Но финансируется строительство по-прежнему на бюджетные деньги (да и кто бы из частников позволил себе вкладывать такие суммы на неизвестный срок?) – региональные и федеральные. Причем областные власти долго и всеми силами сопротивлялись перспективе нести это тяжкое бремя в одиночку – обычно, если федерального транша не дожидались вовремя, строительство откладывалось или консервировалось: и на «Московской», и на «Российской» так поступали много раз, и самарские ТПК (тоннелепроходческие комплексы) даже «успели» потрудиться в Казани – их «одолжили», чтобы «догнать и перегнать» к грандиозному празднованию «1000-летия Казани».

В таком же «толчковом ритме» идет и строительство «Алабинской». С 2009 года федеральный бюджет средств на самарское метро не выделяет. Правда, в мае 2011 года появилась оптимистическая информация: область решила «раскошелится», чтобы сократить сроки строительства двух станций – «Алабинской» и «Самарской». Первая станция должна была быть построена уже в 2013 году, вторая – в 2018-м. Для этого региональное правительство постановило на два следующих года увеличить расходы на метрострой с 1 млрд руб. до 2,2 млрд (по 600 млн руб. в год дополнительно).

Вот только в последние года два «тучи ходят» уж очень «хмуро». В мае 2012 года областной Минтранс распространил заявление о том, что федеральные власти вообще решили отказаться от всех дальнейших планов строительства метро в Самаре. А последней станцией, которая будет построена (а точнее, достроена), станет «Алабинская». И срок ее сдачи в эксплуатацию был увеличен до 2015 года. В переводе на «обычный русский» такое заявление означало, что на все грандиозные планы, сколько их еще ни осталось, федеральных денег не будет.

Мундиаль – мундиалем, а денег нет

Впрочем, губернатор Николай Меркушкин тогда сразу же поспешил продемонстрировать свои легендарные лоббистские возможности: уже в июле 2012 года на совещании по развитию транспортного комплекса ПФО, которое прошло в Самаре, было объявлено о том, что финансирование строительства метро будет возобновлено. А в ноябре 2012-го областной бюджет даже выделил дополнительные 223 млн руб. на эти цели.

Правда, ни федеральных денег, ни даже обещаний каких-то сумм по-прежнему не было. В апреле текущего года региональный Минстрой отправил заявку в федеральный бюджет-2014. С оптимистическим, но немного туманным комментарием: если федеральных денег не дадут, всё равно достроим три станции к 2018 году.

А затем министерство объявило конкурс на определение подрядчика по завершению строительства станции «Алабинская». На эти цели предполагалось потратить 840 млн руб., а строительство завершить к 20 декабря 2015 года. Что глава «Волгатрансстроя» Вячеслав Сонин счел, по-видимому, личным оскорблением, заявив для СМИ, что на достройку «Алабинской» нужно не 840 млн руб, а 3,8 млрд руб.

Далее же началась довольно странная череда событий. В июне на пресс-конференции Меркушкин осторожно заявил: «Надежда на продолжение строительства метро в Самаре есть». Но «решаться вопрос будет после того, как наступит окончательная ясность по объему средств, необходимых для дорожного строительства в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года». В августе же губернатор уже излучал безграничный оптимизм, пообещав достроить «к мундиалю» ветку – все три оставшиеся станции, и на всё про всё требуется около 10-11 млрд…

Тем неожиданнее прозвучала на этой неделе новость о прекращении достройки «Алабинской». В «ВТС_Метро» заявили, что «выделенные на строительство в этом году деньги уже освоены, средств на дальнейшие работы пока нет». В компании надеются, что «правительство изыщет дополнительные средства в бюджете текущего года, чтобы продолжить возведение станции».

Судя по довольно гневным комментариям некоторых «экспертов», правительство и ВТС так и не договорились, сколько денег нужно на достройку – 840 млн или 3,8 млрд. Да и федеральных денег пока на горизонте тоже не видно – несмотря на произнесение волшебного слова «мундиаль»…

Дмитрий Копалиани