В городе с населением миллион двести тысяч жителей может остаться всего 160 точек, имеющих лицензию на продажу алкоголя. Засекин.Ру первым среагировал на готовящееся в недрах департамента потребительского рынка постановление администрации Самары , которое определит территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Эксперты нашего портала попытались оценить очередную нормативную инициативу мэрии и подсчитать, к каким социально-экономическим последствиям она может привести.
Постановление самарской мэрии должно быть подготовлено как раз к новому учебному году. Напомним, что речь в этом нерядовом документе идёт о территориях, прилегающих к детским, образовательным и медицинским организациям, объектам спорта, оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам, а также иным местам массового скопления людей и местам нахождения источников повышенной опасности, объектам военного назначения. Запрет на торговлю спиртосодержащей продукцией установлен федеральным законодательством, а вот площадь «безалкогольных» зон должны определить сами муниципальные власти.
Самарские чиновники намерены установить «сухой закон» вокруг перечисленных объектов на расстоянии 100 метров - до входа в здание либо 70 метров - до входа на обособленную территорию, если таковая имеется. И это при том, что исторически сложившаяся структура значительной части учреждений и магазинов в Самаре никак не укладывается в предлагаемые мэрией нормативы.
«Я думаю, что, когда власти принимают подобные решения, они изучают ситуацию, - высказал слабые надежды директор трастовой компании «Технология управления» Алексей Ульянин. - Наверное, у них есть какая-то аргументация в пользу этого решения»…
Цифры не лгут
Как отмечают эксперты Засекин.Ру, принятие постановления в этом виде может радикально переформатировать не только рынок алкогольной продукции, но и розничный рынок как таковой, так как небольшие магазины, отказавшись от продажи алкоголя, рискуют стать нерентабельными и окончательно закрыться. По данным некоммерческой организации «Самарская алкогольная ассоциация», в Самаре сегодня работают 1605 объектов, имеющих лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией. Если мэрия установит ограничительные расстояния в 70 и 100 м, это затронет интересы 1445 объектов, торгующих алкоголем (90%), и оставит на рынке всего 160 магазинов.
Специалисты НКО также подсчитали, что, если ограничительные расстояния сократят до 70 метров – в отношении детских и образовательных организаций и 30 метров – в отношении остальных объектов, с алкогольного рынка придётся уйти 777 магазинам (48%), оставив прибыльный бизнес 828 торговым точкам. И даже если продажу алкоголя запретить на расстоянии 50 метров от детских и образовательных организаций и 20 метров вокруг остальных объектов, это затронет интересы 479 объектов торговли (29%), 1126 объектов не попадут под ограничение.
Подсчёты НКО касаются только магазинов и супермаркетов, имеющих лицензию на продажу крепкого алкоголя. «Аналогичная картина складывается в отношении 2000 точек по продаже пива», - замечают эксперты.
Так, реализация самого мягкого варианта ограничений - 50 и 20 метров - повлечёт прекращение работы почти трети торговых точек. Мэрия же пока планирует ввести ограничительные расстояния в размере 100 метров, что может нанести сокрушительный удар по малому и среднему бизнесу, то есть, прежде всего, по предпринимательскому сообществу Самары.
Во имя здоровья нации
Традиционно «драконовские» законы и нормативы принимаются у нас под пропитанными высоким пафосом лозунгами борьбы за здоровье нации и заботы о детях. Во всяком случае, самарский мэр и его подчинённые пользуют именно эту риторику постоянно.
«Кроме того, что компании, которые занимаются розничной продажей алкоголя, являются налогоплательщиками, они создают рабочие места, - отмечает Алексей Ульянин. - Уничтожение этого бизнеса повлечёт за собой сокращение энного числа сотрудников, которые будут вынуждены обратиться в службу по трудоустройству».
Стоит отметить, что не все отрицательно оценили очередную мэрскую инициативу. Руководитель управления финансового контроля департамента финансов администрации г.о. Самара Дмитрий Яковенко считает, что закрывать стоит нестационарные торговые объекты и магазины, «ориентированные на потребителя увлекающегося».
«В крупных супермаркетах тщательнее следят за соблюдением определённых правил, - размышляет чиновник. - В сетевых супермаркетах больше контроля, потому что уровень ответственности выше». Посыл г-на Яковенко вписывается в общую стратегию мэрии по уничтожению мелкого и крупного бизнеса в виде киосков и торговых павильонов. Независимые эксперты считают, что этот общефедеральный тренд пролоббирован торговыми сетями.
В разрез с губернатором
В ноябре 2012 года губернатор Самарской области Николай Меркушкин высказался о том, что регион не дополучает миллиардные доходы от акцизов. Суммы, которые Самарская область может получать от акцизов, губернатор сравнил с объёмами средств, получаемых от нефтяной отрасли. Также он неоднократно призывал муниципалитеты повышать объёмы продаж алкогольной продукции местных производителей и даже ратовал за создание в области пивного кластера.
Очередное мэрское постановление этим планам губернатора противоречит, так как уничтожение рынка сбыта алкогольной продукции неизбежно повлечёт и сокращение производства. Больше всего в этом случае пострадают именно местные производители. Скорее всего, им придётся выводить активы за предел Самарской области и, значит, платить налоги в бюджет других регионов.
«Акцизы от такой продукции поступают в бюджет области. Более того, объём реализации такой продукции в муниципальном образовании является одним из основных показателей эффективности работы муниципалитета, - рассуждает президент НО «Самарская алкогольная ассоциация» Сергей Баринов. - В случае закрытия 90% торговых точек этот показатель неизбежно сократиться в несколько раз. Что будет названо причиной таких последствий - объективная невозможность исполнения указания губернатора либо игнорирование и умышленный целенаправленный срыв поставленной задачи?».
Иван Лисовицкий
Комментарии (0)
Оставить комментарий