Крупные региональные игроки, имеющие федеральное значение, уходят в небытиё. Или, в лучшем случае, в историю. ОАО «СМАРТС» фактически последний большой самарский бренд, по-прежнему принадлежащий своим местным создателям. Однако время «СМАРТС» стремительно клонится к закату. Не сумев продать компанию целиком, Геннадий Кирюшин освобождается от своего любимого детища по частям.

Такое разное начало

Когда-то в Самарской области было всего два оператора сотовой связи – «Билайн-Самара» и СМАРТС. Но если «Билайн-Самара» предоставляла сотовую связь американского формата DAMPS, то компания «СМАРТС» с самого начала использовала более перспективный европейский стандарт GSM. У них было ещё одно отличие. «Билайн-Самара» являлся филиалом московского «ВымпелКома», который окончательно «прибрал к рукам» самарскую компанию в 2004 году. А вот СМАРТС с самого начала развивался самостоятельно, что, возможно, и стало причиной возникновения тех глобальных проблем, с которыми «Средневолжская межотраслевая научно-производственная предпринимательская ассоциация радиосвязь и телекоммуникационные системы» столкнулась в середине 2000-х годов.

Экспансия в регионы

«СМАРТС» был создан Геннадием Кирюшиным и Борисом Скворцовым в 1991 году и поначалу занимался продажей автомобильных радиотелефонов «Алтай». В феврале 1995 года, получив лицензию на оказание услуг стандарта GSM, компания «завязывает» с «Алтаем» и вкладывает все деньги в развитие сотовой сети. Уже на следующий год СМАРТС становится одним из первых операторов GSM в России, а в 1997 году начинается экспансия компании в другие регионы страны. За годы работы самарский сотовый оператор стал своим (или почти своим) в Астраханской, Волгоградской, Ивановской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской и Ярославской областях, Краснодарском крае, Республиках Башкорт [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]остан, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан и Чувашия. В 2010 году СМАРТС занимал, по разным оценкам, шестое-седьмое место среди сотовых операторов России.

Рейдерский захват

В 2005 году СМАРТС впервые объявил о подготовке к размещению акций на бирже. Но выйти на IPO компания так и не смогла. В июне 2005 года фирма «Marshall Capital Partners» заключила договор мены с сыном владельца 15% СМАРТС Бориса Скворцова и получила пять акций оператора - 0,125% от общего пакета. В октябре эту фирму купила компания «Sigma Capital Partners», которая вскоре потребовала еще 20% акций СМАРТС, приобретенных летом 2005 года подконтрольной Кирюшину компании «Marshall Telecom Investments». «Сигма» утверждала, что эта сделка нарушила ее интересы как миноритария, заявив о своём преимущественном праве покупки этих акций.

Затем последовала целая череда судебных разбирательств и взаимных претензий, в результате чего развитие СМАРТС было практически парализовано на несколько лет, так как 100% акций оказались под арестом. Компания даже была вынуждена продать часть своих активов прямым конкурентам - «Ростелекому» и «Tele2 Россия».

Лишь в 2011 году президиум Высшего арбитражного суда России признал действия «Сигмы» рейдерской атакой на сотовую компанию. В январе 2012 года ВАС вынес решение о взыскании с «Сигмы» в пользу акционеров компании «СМАРТС» убытков в размере 2,48 миллиарда рублей. В мае 2013 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области уточнил их размер и вынес решение о взыскании с  «Сигмы» 2,6 миллиарда рублей в счёт компенсации убытков, нанесенных акционерам ОАО «СМАРТС» в результате рейдерского захвата.

Один продаёт, другой не покупает

Эксперты отмечают, что эта сумма не покрывает всего ущерба компании, потерявшей более двух третьих влияния на рынке. Об этом говорит и сам Геннадий Кирюшин. «В 2005 году мы планировали выйти на IPO, но теперь вряд ли будем это делать, так как понесли слишком большие потери на рынке, - заявил он порталу Засекин.Ру в мае этого года. - Сумма, которую нам должна выплатить «Сигма», покроет практически все долги компании, после чего мы сможем выставить СМАРТС на продажу».

Правда, разговоры о продаже компании ведутся уже давно. Об этом неоднократно говорило и руководство СМАРТС, и представители операторов «большой тройки» - МТС, «ВымпелКома» и «Мегафона». Например, на рубеже веков велись переговоры о продаже компании с МТС, но договорённости так и не были достигнуты. В 2005 году «ВымпелКом» заявлял об интересе к покупке 100% акций СМАРТС. Стоимость сделки оценивалась в 650-700 миллионов долларов. Для «ВымпелКома» было важно сократить отрыв от МТС по абонентской базе в одном из ключевых регионов страны, но сделка так и не состоялась. В начале 2010 года планировалась продажа 97% акций СМАРТС холдингу «Связьинвест», а в мае 2011года «Tele2» предложила купить те же самые 97% примерно за 400 миллионов долларов, но все эти переговоры ни к чему не привели.

Этому есть объяснение. С одной стороны, эксперты полагают, что потенциальные покупатели не хотели рисковать в условиях, когда продолжался конфликт СМАРТС с «Сигмой». С другой стороны, Кирюшину не хотелось отдавать компанию по заниженной цене, поскольку он искренне считал, что СМАРТС стоит дороже.

Продажа по частям

Поняв, что покупатели не спешат покупать компанию целиком, в 2012 году руководство СМАРТС приняло решение продавать её по частям. Для этого были выделены в отдельные компании филиалы в ряде регионов России - местах присутствия сотового оператора. Эксперты назвали решение о поэтапной продаже бизнеса вполне оправданным, но при этом они считали завышенной сумму (400 миллионов долларов), за которую СМАРТС рассчитывал продать свои региональные активы.

«Мы постоянно находимся в переговорах, пытаемся продать активы по частям, - отмечал Геннадий Кирюшин в разговоре с порталом Засекин.Ру. - Сначала - активы, которые были плохо управляемы из-за далёкого расстояния, потом активы, где мы не имели 100% акций. Активы, по которым наши перспективы были туманными или не было никаких перспектив».

В начале этой недели стало известно о продаже очередного регионального актива компании. Новым собственником ЗАО «СМАРТС-Казань» стал крупнейший оператор фиксированной связи Татарстана - ОАО «Таттелеком». По оценкам экспертов, сумма сделки могла составить около 30 миллионов долларов.

Закат на горизонте

Означает ли это, что акционеры СМАРТС смирились с «туманными перспективами» компании и не видят иного пути, кроме распродажи по частям её активов? Или они ещё лелеют надежды, что найдётся кто-то, кто раз и навсегда избавит их от мучений, связанных с владением так и не взлетевшей ввысь, пусть и не по своей вине, компанией? Возможны любые варианты, но в том, что СМАРТС уже никогда не станет той многообещающей компанией, которой был в первой половине 2000-х годов, сомневаться не приходится.

Президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов» Дмитрий Яковенко не видит в этом ничего страшного. «Сегодня большинство региональных компаний, которые работали в этой сфере, уже прекратили своё существование, - говорит он. - СМАРТС является одной из последних таких региональных структур. Операторов связи в большинстве стран ограниченное количество, и, как правило, эти операторы являются общенациональными, то есть они работают на территории всей страны. Даже если бы не было этого рейдерского захвата, СМАРТС был бы не способен выдержать конкуренцию по ценам, потому что у него, в отличие от крупнейших операторов, есть роуминг внутри страны. Это значит, что услуги этого оператора обходятся пользователям дороже. Он уже поэтому обречён на вытеснение с рынка».

Валерий Кузнецов