Визиту главы корпорации «РосНАНО» в Самарскую область предшествовала солидная агитационно-пропагандистская кампания в региональных СМИ – «к нам приедет, к нам приедет Анатолий Борисович дорогой». Причем под словом «дорогой» понимались конкретные деньги и инвестиции – финансирование инновационных проектов и разработок местных вузов, НИИ и прочих «научно-исследовательских организаций». Тем неожиданнее оказались результаты визита, озвученные самим Чубайсом.

Перспективы и миллиарды

И в самом деле, ожидать от визита можно было самых радужных перспектив. «РосНАНО», как коротко и просто объяснил мне один из коллег, не прибегая к условно-канцелярскому новоязу и беря быка за конкретные рога – это много денег, до 130 млрд руб. собственных средств и 180 млрд руб. госгарантий, которые легко и быстро могут (с лоббистскими-то возможностями Чубайса) быть превращены в кредиты под низкие проценты для поддержки конкретных инновационных центров и разработок.

И потому высказывания больших самарских чиновников были полны плохо скрываемого оптимизма. «Наш регион является одним из наиболее передовых в России в области инноваций. Инфраструктурный форум, проходивший на прошлой неделе, показал, что мы обладаем высоким потенциалом – более 100 инновационных проектов было заявлено для участия в форуме. Сегодня мы представляем экспертам РОСНАНО 18 наиболее перспективных научных разработок. Надеемся, что часть из них заинтересует наших партнеров и получит необходимое финансирование». Это слова Дмитрия Горбунова, руководителя департамента инвестиций областного минэкономразвития.

И даже в первый день визита, 4 апреля, высказывания губернских чиновников и официальных СМИ были полны оптимизма. «Вниманию Анатолия Чубайса были предложены проекты создания новых покрытий для бурильных труб, комплексов переработки попутного нефтяного газа в синтетическую нефть, создания наноструктурированных материалов для медицинской имплантологии, лазерных модулей зажигания для ракетных двигателей и многое другое», - бодро писала «Волжская коммуна». А вот сдержанно-оптимистичные слова самого Николая Меркушкина: «Это откроет принципиально новые возможности для развития региональной наноиндустрии... При грамотном подходе мы можем дать хороший результат».

Настораживали, разве что, слова неких (оставшихся в журналистских материалах анонимными) «участников совещания» о том, что «к некоторым проектам были и замечания, как со стороны руководителей профильных направлений "РОСНАНО", так и Анатолия Чубайса». Но тут же добавлялось, что «при устранении этих недочетов компания открыта для сотрудничества».

Отстали на 20 лет

Гром грянул на следующий день визита. Убаюканные оптимистическим построением фраз в торжественно трубящих СМИ и собственным «самонастроем», чиновники облправительства (а также присутствовавшие на церемонии подписания соглашения журналисты) во главе с губернатором получили горькую пилюлю из рук (точнее из уст) Анатолия Чубайса.

Глава «РосНАНО» заявил, что ни один самарский проект в итоге к нему на просмотр не попал – то есть, не прошел сито отбора по формальным признакам. «Так, как они у вас написаны, нигде уже лет 20 бизнесменам читать неинтересно. Как был в советские времена огромный разрыв между разработкой проекта и его реализацией – так он у вас и остался, и даже усугубился», - заявил Чубайс. В общем, не только ни один самарский проект (из 18 поданных) не получит финансирования – даже нано-центра, об «обсуждении создания» которого предварительно столько трубили СМИ, в Самаре не будет. «На сегодняшний день в стране два десятка регионов, которые всерьез, что называется, вцепились зубами в инновационную тематику. Для того чтобы в начинающейся гонке не отстать, нужно решить одну из самых главных задач — запустить здесь, в Самаре, собственную технологию "выращивания" нано- и инновационной индустрии. Это весь цикл — НИОКР, посев, стартап, расширение, выход».

Справедливость критики пришлось признать и Николаю Меркушкину: «Это было свойственно еще советской действительности – глобальная временная пропасть от научного открытия до внедрения в производство. И наша задача эту цепочку сейчас сделать как можно короче, а процессы быстрее». И далее он покритиковал своих подчиненных, в частности, вице-губернатора Александра Нефедова, который-де отговорил его от создания должности заместителя губернатора специально по инновациям, обещая сам курировать эту отрасль.

Естественно, Чубайс не был настолько груб и прямолинеен, чтобы не подсластить горькую пилюлю. Он рассыпался в комплиментах самарским ученым, вузам, их мощному потенциалу… Ну, и было торжественно обещано финансирование создания в Самаре федеральной школы «РосНАНО», которая и займется выращиванием тех, кто сократит разрыв в 20 лет.

Инициатива – для инициативных

Надо отдать должное – губернатор сразу же нашел нужные слова и достаточно точно «очертил круг проблем». Меркушкин заявил журналистам: «В Самарской области очень слабо отработана цепочка наука-предприятие… Нам необходимо подготовить людей, которые будут ориентированы не на куплю-продажу, а на научно-техническую сферу. Нужно подготовить людей с новым менталитетом».

Истина, скажем так, нуждавшаяся в приезде именно Анатолия Чубайса (как оказалось).

Действительно, какой бизнес в Самарской области может сегодня финансировать научные разработки, даже если сильно захочет? Да только тот, который постоянно сам нуждается в финансировании – космос, автомобилестроение, строительство, агропром и пр. (Ну, кроме нефтехимпрома, но тот давно уже живет собственной, замкнутой и оторванной от России жизнью.) Все эти «бизнесмены» сами давно стоят в очереди за госдотациями. И никто из них не готов серьезно вкладываться в инновации – даже в переоснащение собственного оборудования и в подготовку собственных кадров не вкладываются. Нет в регионе крупного частного инвестора. Государство очень постаралось устранить конкурентов… Ну а под лежачий камень ни вода, ни научные разработки сами не потекут.

Дмитрий Копалиани