Похоже, до муниципальных чиновников Самары начинает доходить одна простая истина, которой они ранее пренебрегали. Есть такое слово «надо»: существуют предписанные законом обязательства, которые следует выполнять даже тогда, когда «ну никак не получается!». Потому что «неправильность» закона никоим образом не избавляет от необходимости его исполнения.

Пренеприятнейшее известие

Во вторник, 22 января, на заседании рабочей группы при комитете по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ Самарской городской думы разыгралась сцена почти по Гоголю. Присутствовавший в зале «приглашенный гость», вице-мэр Самары (почти городничий) Виктор Кудряшов, огласил «пренеприятнейшее известие» – от прокурора Самары получено в адрес администрации города представление.

Чем оно касалось депутатов гордумы? Тем, что было посвящено бюджету на 2013 год. Прокуратура покопалась в «главном финансовом документе» и пришла к выводу – расходы на содержание городских дорог и тротуаров должны быть увеличены втрое и составить примерно 2,2 млн руб. А если учесть, что администрация изначально намеревалась именно на этой статье сэкономить – планируемые расходы были урезаны на 4% по сравнению с предыдущим, 2012 годом – то можно понять глубину печали г-на Кудряшова, который с грустью объяснял депутатам, что теперь нужно найти «внеплановые» 1,5 млн руб. И посетовал на то, что «при существующих расценках на уборку городских дорог этой работой занимается лишь МП "Благоустройство", причем в убыток».

Судя по этим словам вице-мэра, оспаривать решение прокуратуры администрация Самары пока не собирается. Так что придется депутатам гордумы «перекроить тришкин кафтан» бюджета, изыскав 1,5 млн руб., да повнимательнее – чтобы не «обидеть» статьи, у которых тоже есть нормативы финансирования.

Прокуратура предупреждала

Тем более что мэрия не в первый раз вступает в конфликт со стражами закона из-за дорог, тротуаров и ненадлежащего их благоустройства. Почти год назад, в феврале 2012 года, прокуратура Ленинского района проверила работу всё того же МП "Благоустройство" по содержанию дорог и улиц. В частности, было установлено, что предприятие «допустило сужение проезжей части от 1 м до 2 м, образование снежных валов и наледи на улицах Пролетарской и Дачной. На перекрестках улиц Ульяновской – Буянова и Ульяновской – Ленинской на пешеходных переходах также образовались снежные валы». В адрес руководителя "Благоустройства" Владимира Василенко тогда тоже было вынесено представление. А в отношении трех должностных лиц предприятия были возбуждены дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых на них были наложены штрафы.

А то, что за год ситуация не сильно изменилась, было видно 12 ноября 2012 года, когда всё тот же Виктор Кудряшов в присутствии представителей СМИ устраивал «показательную порку» руководителю МП «Благоустройство» Владимиру Василенко, показывая тому ворох фотографий, отображающих неубранный мусор (снега еще не было), нечищеные ливневые коллекторы, грязь и песок. "Будет проведено и служебное расследование, почему ситуация настолько ухудшилась за неделю", - заявил тогда Кудряшов. Причем насчет недели он явно ошибался. Впрочем, судя по тому, что г-н Василенко «и ныне там», расследование ничего «особливого» не выявило.

В общем, ситуация на дорогах и тротуарах областной столицы «вопияла» весь прошлый год. И  потому представление прокурора  по бюджету вряд ли стало для самарской мэрии таким уж сюрпризом. Если, конечно, она не наполнена на 100% неисправимыми оптимистами…

Менеджеры не под систему

Самое любопытное (оно же, наверное, и самое грустное) в том, что МП «Благоустройство» в этой ситуации виновато примерно так же, как тот скорняк, который не мог сшить семь шапок из одной овчины. Его людей и техники хватает едва ли на то, чтобы поддерживать дороги Самары в их нынешнем состоянии. И вряд ли стоит всерьез рассчитывать на утроение усилий – а уж тем более результатов.

На этом самом месте можно привычно начать сетовать на то, что муниципалитетам оставляют лишь «самые несобирающиеся» налоги, а основные финансовые потоки «лососями» уносятся в федеральный центр. Можно помитинговать под лозунг «разворовали страну!», а можно даже заявить, что «при Сталине такого не было!».

Но если на самом деле попытаться найти настоящий ответ на вопрос «кто виноват?», мое мнение будет таким, что виновата в нашем, конкретном самарском, случае мода на «эффективных менеджеров». До сих пор бытует мнение из «романтических 90-х», что чиновник-номенклатурщик – косный пережиток прошлого, и на смену ему давно пора привести «грамотного управленца», «молодого бизнесмена» и «опытного руководителя из реального сектора». Мол, справился с бизнесом – справится и с муниципальным хозяйством.

И вот приходит такой на пост мэра и начинает применять свои «эффективно-управленческие навыки»… И сталкивается с довольно интересной ситуацией – приемы бизнеса не работают. Прибыли особой город не приносит – «лососи» плывут наверх. Еще один любимый прием «топ-менеджеров» – оптимизация (то есть сокращение и расходов, и людей), тоже не работает, ибо ни в защищенных статьях бюджета, ни в хозяйстве особо «оптимизировать» нечего (и потому что «всё соптимизировано уже до нас», и потому, что дорогу или тротуар особо не сократишь). Сидит наш «бывший успешный управленец» и отбивается от представлений прокуратуры да наездов других контролирующих органов…

А что такого знает опытный бюрократ, чего не знает он? Да то, что чиновник, руководящей территорией, сегодня в России не бизнесмен, а лоббист. Он должен не зарабатывать деньги, а «привлекать» и «осваивать». Причем из тех самых водоемов, куда «уплыли лососи» – бюджетов вышестоящих уровней. Ведь федеральное начальство – оно не без добрых людей. Ему, если точно знать, кому, где и что пообещать, всегда приятно сделать приятное.

Будем надеяться, что нынешние управленцы это скоро поймут. Хотя бы и с помощью прокуратуры…

Дмитрий Копалиани