Новое руководство области декларирует революционные изменения в области земельных отношений в регионе, снижает цены контрактов по государственным подрядам для дорожников и строителей. Зачем это нужно? Необходимо ли всё же вернуть Самаре право распоряжаться землями, и почему депутаты молча смотрели, как прежние власти формировали контракты с явно завышенной стоимостью?  На эти и не только эти вопросы портала Засекин.Ру ответил заместитель председателя комитета Самарской губернской думы по строительству и транспорту Алексей Чигенев.

- На днях министр имущественных отношений Юлия Степнова представила новую концепцию земельных отношений области до 2015 года. Как вы оцениваете этот документ?   

-  Я с большим энтузиазмом послушал доклад министра о новой концепции земельных отношений. Процесс постановки на учет земельных участков, принятия решений с их распределением, определения их цены был хаотичным. Каждое ведомство по своему трактовало законы. Если брать Самару, то сейчас три ведомства участвуют в земельных отношениях – администрация города, минстрой, если будет вестись строительство, и минимущества, если  земли не предназначены для строительства. Теперь все должно перейти под кураторство минимущества. Новая концепция приводит к общим правилам ведения игры. Я считаю, после утверждения этой концепции в марте 2013-го у нас должны стать цивилизованные земельные отношения.

- Говоря о том, что станет все понятно, вы имеете в виду создание интерактивной карты с указанием характеристик земельных участков?

- Да. Такую карту уже создают в Москве. И есть положительный опыт.

- Не первый год ситуация в Самаре, когда мэрия не распоряжается землями, собственность на которые не разграничена, критикуется. Вы считаете правильным, что новые областные власти могут вернуть эти полномочия городу не раньше 2015 года?

- Если передать сейчас полномочия, наверное, мы не получим хорошего результата. В силу того, что в свое время они были переданы правительству, сейчас в мэрии специалистов, которые занимались бы этими вопросами, скорее всего, нет: они перешли в другие ведомства. С другой стороны, минимущества имеет опыт работы с такими участками и выступило с концепцией. Давайте сначала  эту концепцию реализуем, чтобы в Самаре появилось чёткое понимание земельных отношений: от границ участков до того, что и где можно строить, как землю  можно продать и за сколько. Когда это будет все сделано, все будет передано Самаре на блюдечке с голубой каемочкой.

- Введение годового моратория на сделки с приобретенной землей как способ борьбы со спекуляциями, предлагаемый минимущества,  – это не вторжение в область рыночных отношений?

- Это не спекуляция, а коррупция. Вы что, думаете, у нас такие умные бизнесмены - пришли к чиновникам  и уговорили за счет своего обаяния или гипноза продать участок земли за низкую цену или передать бесплатно?  То есть я купил по низкой цене, продал во много раз дороже, получил свою маржу и ушел, не поделившись ни с кем? Я в это не верю.

-  Контракт на проектирование стадиона  для чемпионата мира 2018 года после пересмотра его новым руководством области стал чуть ли не вдвое дешевле . Вы тоже считаете, первоначальная цена была завышена?

- Я не смотрел техзадание для того стадиона, но думаю, что цена действительно была завышена. Потому что объект с такой стоимостью строительно-монтажных работ не может иметь такие дорогие проектные работы.

- Раньше губдума, которая должна контролировать расходование бюджета,  не выступала по этому поводу. Почему?

- А суммы-то и не были записаны в бюджет 2012 года. Не в один год должны были все средства освоиться. Основная часть должна была пойти на 2013 год. И в мае еще не было предложено, какая сумма должна быть в итоге.

- Но потом цена стала всем известна, когда минстрой объявил конкурс. Но никто из депутатов не высказался против, не помешал.

-  А у нас разве пресса высказывалась против? Никто. Все задавали вопросы:  а вот есть сумма, а что на нее будет?  Я просто к тому веду: а что у нас против Сталина никто не выступал?  Почему вы считаете, что никто не выступал против (высокой цены контракта – Засекин.ру)?  Ведь выступить против, это не значит выйти с флагами на улицу и говорить: «Я против!». Очень много профессионалов в беседах говорили, что это неправильно.  Но есть вопросы, которые нельзя выносить в прессу, это вопросы взаимоотношений, этики. 

- Этот контракт делался под какую-то конкретную фирму?

- Не знаю.

- Есть в Самаре компании, которые могут спроектировать и построить такой стадион?

- Спроектировать – нет. Даже в России нет такой компании. Я знаю немецкие, английские, американские компании. Думаю, с привлечением иностранцев будет проектироваться.  А построить могут и отечественные компании.

- Сейчас снижаются цены и по подрядам на ремонт дорог. Насколько это оправдано?

- У нас, наверное, многие неправильно поняли и губернатора, и министров. Не снижаются цены контрактов, цена проверяется на соответствие установленным Центром по ценообразованию расценкам и на эффективность.  Взять улицу Луначарского.  Все говорят, министр транспорта считает, что она дорогая. Да, она дорогая, потому что из 800 миллионов рублей только 300 – дорожная составляющая, а 500 – инженерные коммуникации. То есть собственники сетей при выставлении технических условий пишут, что необходима замена коммуникаций.  Может, они еще лет 20 прослужат, но зачем я буду менять потом за свои деньги, если сейчас это бюджет оплатит?  И бюджет всегда с этим соглашался. Подход нового министра другой – собственники должны доказать, что сети необходимо менять. Нужно посмотреть, какая инвестиционная составляющая в тариф была на период эксплуатации заложена и выполнялся ли ремонт. 

- Сейчас госкомпания АСАДО, которая при прошлом руководстве минтранса получала фактически все подряды по ремонту и строительству  дорог в области, будет заниматься только их содержанием.  Но ситуация, когда с рынка фактически были устранены крупные дорожно-строительные  компании, продолжалась несколько лет.  Это большой срок для любого бизнеса.

- Компании не разрушились. Я уверен, что дорожная отрасль еще жива.

Беседовала Мария Гуторова