Прямая господдержка АвтоВАЗа – дело прошлое. Покупка контрольного пакета акций автогиганта французами и вступление России в ВТО ставят крест на открытых преференциях для тольяттинского завода. Однако 4 апреля на совещании в Тольятти избранный президент РФ Владимир Путин сделал популистское заявление, которое, тем не менее, может стать «золотой жилой» для АвтоВАЗа. План Путина по вкачиванию в АвтоВАЗ около 160 млрд рублей зиждется на патриотизме, который избранный президент обещает привить чиновникам.
Владимир Путин, на прошлой неделе посетивший Самарскую область, во время рабочего совещания заявил, что органы государственной и муниципальной власти, а также предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны закупать автомобили, произведенные только на территории Единого экономического пространства: в России, Белоруссии или Казахстане. Таким образом, г-н Путин «убил двух зайцев»: сделал популярное (если не сказать популистское) заявление и создал внушительный рынок сбыта для продукции отечественного автопрома.
По данным Росстата на конец 2011 года в России насчитывается 1 млн 123 тыс. чиновников федерального, регионального и муниципального уровня. Не все, кто имеет статус чиновника, имеет право на служебный автомобиль. Однако в нашей стране довольно многочисленны сотрудники полиции, Федеральной службы безопасности, военнослужащие, работники прокуратуры и различных надзорных органов и др. «государевы люди», формально чиновниками не являющиеся, но по статусу и чину имеющие право на служебное авто за счет налогоплательщиков.
Достоверных и официальных данных об их численности в открытых источниках нет. Однако независимые аналитики говорят о численности не менее 30 млн. человек, чья работа оплачивается из казны и носит не производящий, а так сказать «обеспечительный» характер. Вряд ли Владимир Путин, говоря о чиновниках и российском автопроме, имел ввиду лишь сотрудников районных, городских и региональных администраций. Таким образом, Засекин.Ру ввиду отсутствия полноценных количественных данных в открытых источниках, позволит себе скромное округление автомобилизированных «государевых мужей» до численности непосредственно чиновничьего аппарата. Цифра, вероятно, будет несколько занижена, но тем не менее позволит оценить масштабы путинской инициативы.
Итак, в России 1 млн 123 тыс «чиновников». Новый вазовский автомобиль Lada Largus или Renault Logan X5, производство которого АВТОВАЗ планирует начать в 2013 году, обойдется государству в скромные 350 тыс. рублей. Nissan Almera, который начнут собирать на АвтоВАЗе в ноябре этого года, будет стоить примерно 500 тыс. рублей.
Отдавая дань скромности российских служащих и слуг народа, за основу возьмем стоимость не дорогостоящего Nissan Almera, а усредненную стоимость вазовского продукта – среднее от стоимости Nissan, Renault и Lada – 425 тыс. рублей за автомобиль.
Очевидно, не все бюджетные средства на автомобилизацию удастся освоить компании АвтоВАЗ. Как сказано в пресс-релизе к визиту Путина в Тольятти, доля альянса на российском рынке легковых автомобилей составляет 33,3%. То есть в рамках патриотической автомобилизации тольяттинский автозавод сможет поставить 374 тыс. автомобилей для чиновников.
Таким образом государство сможет инвестировать в завод почти 159 млрд рублей.
Обеспечить госслужащих авто-новинками АвтоВАЗ сможет лишь в 2014 году. В текущем году завод выпустит лишь 27 тыс. автомобилей Lada Largus, в 2013 – 70 тыс. ларгусов и 70 тыс. ниссанов, в 2014 году ожидается, что новая линия завода перейдет на производство 280 тыс. автомобилей в год, из них 140 тыс. составят автомобили марки Renault.
Идея пересадить чиновников на отечественные автомобили кажется перспективной, однако эксперты сомневаются, что она будет реализована и поспособствует развитию отечественного автопрома.
Миноритарный акционер АвтоВАЗа, экс-генеральный директор международной ассоциации дилеров завода Юрий Целиков считает, что для её реализации нужно заставить чиновников покупать машины на собственные деньги. Для этого необходимо монетизировать льготы для госслужащих. В этом случае чиновники, по мнению эксперта, пересядут на иномарки отечественной сборки в целях экономии.
«Если это будет через монетизацию льгот, то чиновники автоматически пересядут на те автомобили, которые им будут посредствам. Так как наиболее дешевые иномарки собираются у нас в России, то это произойдет плавно, безболезненно, бескровно и без суеты. Проект осуществим, потому что чиновники жадные до предела, и они будут экономить свои деньги. Чиновники будут покупать иномарки российской сборки. Они не будут покупать «Лады». Им же еще надо повыпендриваться, поэтому они будут брать иностранные автомобили, но собранные в России. Это будут BMW, Ford, Volkswagen, General Motors, Nissan и Renault – всё они будут брать. Самое главное – заставить их покупать на свои деньги», - заявил Юрий Целиков в интервью экспертному порталу Засекин.Ру.
Российских чиновников не впервые пытаются пересадить на отечественные автомобили. Подобный проект в 1997 году пытался реализовать первый заместитель правительства РФ Борис Немцов. Тогда он провалился. «Это была инициатива популистская. Принуждать силовым путем переходить на отечественные автомобили нельзя никого. Можно только заставить их самим покупать ту машину, которая им нравится. Нельзя насиловать», - рассуждает г-н Целиков.
Как рассказал порталу Засекин.Ру сам Борис Немцов, в 1990-е проект не реализовался, так как президент России Борис Ельцин не показал примера чиновникам и не пересел на российский автомобиль: «И я, и Лужков пересели, а Ельцин не пересел, и все чиновники вернулись на иномарки».
И в этот раз, по мнению оппозиционного политика, проект не будет реализован по аналогичной причине.
«Предложение Путина неосуществимо. Сам Путин не собирается ездить на отечественных машинах. Чиновники ориентируются на него. Владимир Владимирович для себя любимого сохранил право ездить на бронированных иномарках. А раз он выбирает бронированные «Мерседесы» и БМВ, значит весь кипеш скоро сойдет на нет. Если бы он хотел, чтобы чиновники пересели, он бы сам это сделал. Поэтому ничего не получится. Я считаю, что это разоблачительная для Путина глупость, потому что он продемонстрировал уровень своего патриотизма. Если бы проект работал, заработал бы российский автопром», - заявил порталу Засекин.Ру политик Борис Немцов.
Намерен ли сам Владимир Путин пересаживаться на отечественные автомобили? На демонстрации новой LADA Largus все ожидали, что избранный президент проедет на новом ВАЗе, запуская его в серийное производство. Путин поставил автограф на капоте автомобиля и отправился на совещание, на котором и сделал громкое и, не исключено, судьбоносное заявление о пересаживании чиновников на «Лады» и другие продукты отечественного автопрома. Что сделают чиновники: послушаются Путина или последуют его примеру?
Елена ВАВИНА
Комментарии (3)
Я бы не стала прислушиваться к мнению Б. Немцова. Оно как всегда легковесное. Чиновников в данном случае спрашивать и не будут, просто запретят покупать иномарки не отечественной сборки по госзакупкам. И не надо примера президента или премьера. Одноходовая комбинация - шах и мат. Неужели мнение Немцова кого то ещё интересует?
По моему проблема в том, что у нас много внмания уделяется политическим решениям, а не развитию экономики. Нужны реальные шаги по развитию машинстроения, это очень тяжело, но надо. Кстати Ваша статья тоже не проводит анализ с выводами и предложениями, а имеет оттенк популизма, даже в названии.
По моему нужны реальные шаги по развитию собственного машиностроения, а это очень тяжело, долго, требует большого вложеняне не только финансовых средств, но и людских ресурсов, интелектульног труда. А нашим управленцам хчется быстро и всесразу. Так не бывает, надо приимать экономически, ане политические решения. А Ваша статья тоже кстати имеет популистскую, а не аналитическую напраленность даже название об этом говорит.