Выставка православной деревянной скульптуры из собрания Пермской художественной галереи открылась в Музее Алабина. В специально созданном таинственном пространстве музейных залов жители города могут увидеть 37 уникальных скульптур и рельефов.

Православная скульптура – редкое явление храмового убранства, мало где сохранившееся. В Пермской художественной галерее собрано 500 экспонатов – единственная в нашей стране коллекция русской деревянной скульптуры XVII–XIX веков. Собиратель и исследователь этой коллекции – известный уральский искусствовед Николай Николаевич Серебренников. 37 лет он работал директором и главным хранителем галереи.

Всё началось в 1922 году в селе Ильинском Пермской губернии:

Усталый, шел я к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей. Нехотя свернул посмотреть, в чем дело, и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня.
Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться – скульптурные изображения не приняты в православии.
Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал.

Так случайная находка послужила поводом для планомерного собирательства деревянных скульптур по всей Пермской губернии. В коллекцию вошли как отдельные деревянные изваяния святых высотой в человеческий рост, так и целые скульптурные группы и иконостасы.

Для изготовления скульптуры мастера широко использовали сосну и липу, реже – ель и березу. Блок дерева тщательно готовили; чтобы избежать растрескивания и коробления, его хорошо просушивали. Излишний материал с задней стороны скульптуры иногда стесывали. Отдельные части фигуры и атрибуты (терновые венцы с шипами у Христа, крылья и трубы ангелов) вырезали отдельно, потом присоединяли удивительно точно и незаметно. Складывалось впечатление, что скульптура сделана из единого массива дерева.

Большая роль в деревянной скульптуре отводилась раскраске. Нераскрашенное дерево напоминало о дохристианских идолах и казалось неподходящим для церковных образов. Роспись делалась и яркой, и монохромной. Одежды покрывали красной, синей или зеленой краской. Монохромная покраска или золочение усиливали освещенные и затененные места. Цвет придает скульптурам выразительность и эмоциональность.

Для храмовых образов Пермской деревянной скульптуры характерно разнообразие этнических черт. Резчики наделяли Христа и святых внешностью коми-пермяков, коми-зырян, татар и башкир – коренного населения пермских земель.

Неизгладимое впечатление производят скульптуры Христа в темнице. Так называется изваяние сидящего Спасителя, располагавшееся в храме в киоте со створками. На момент богослужения створки открывались, а в обычное время были закрыты, и Христос находился как в темнице. Он изображен в момент максимального морального страдания, с характерным жестом скорби: рука, приложенная к щеке. Спаситель коронован терновым венцом, его острые шипы вонзаются в голову, оставляя кровоподтеки. Такой страдающий Христос был близок народу, его жалели.

Скульптуры проработаны в зависимости от местоположения в церкви. Там, где они предполагали круговой обзор, – подробно, так, что видны ребра и позвоночник; а есть и такие, у которых оборот просто стесан: вероятно, они стояли у стены и были рассчитаны только на фронтальную точку зрения.

Центром выставки стала композиция Распятия с предстоящими святыми и ангелами. Справа от Христа изображены Богоматерь и Мария Магдалина, слева – апостол Иоанн и сотник Лонгин, ниже ярусом – страстной ангельский чин. В руках каждый ангел держал орудия страстей, но сохранились только два из них: гвоздь и колонна, у которой бичевали Христа. На вершине колонны сидит петух – символ предательства апостола Петра.

Из другого Распятия с предстоящими сохранилось две фигуры: Богоматерь и Иоанн Богослов. Подобные композиции венчали иконостасы. Прихотливо изогнутые фигуры, обилие складок одежд говорят о влиянии европейских традиций.

Коллекция пермской деревянной скульптуры очень неоднородна по уровню исполнения. В ряде работ заметно влияние иконописи, какие-то произведения отсылают к барочной стилистике, но встречаются и произведения наивного искусства. Одно из распятий создано на рубеже XIX–XX вв. мастером-самоучкой. Автор рельефа «Снятие с креста», не будучи знакомым с анатомией человека, нарушая пропорциональное построение, между тем создал сложную многофигурную композицию, где святые представлены в разных позах и ракурсах.

Один из почитаемых на Руси святых – Николай Чудотворец. В экспозиции можно увидеть два рельефа с его изображением. На обоих он предстает в епископском облачении, но как по-разному они исполнены! Святой Николай Можайский – один из ранних в коллекции (рубеж XVII–XVIII вв.) – создан плоскостно, обобщенно, его силуэт напоминает распятие. Николай Чудотворец, напротив, детально проработан, в руках святой держит раскрытое Евангелие со словами Христа о пастырях и овцах.

Изображение ангелов можно увидеть на выставке в нескольких вариантах: в резных украшениях иконостаса, рельефах, а также в круглой скульптуре. У художников существовала проблема, как изобразить ангелов, ведь они бесплотны, бестелесны и бесполы. В искусстве было принято показывать их в виде человека с крыльями. Встречаются только лица с крыльями, их называют серафимами или херувимами – это ангельские чины, приближенные к Богу.

Представлены и трубящие ангелы – предвестники апокалипсиса. Даже при большом размере создается ощущение парящих фигур, складки их одежд развеваются на ветру.

Еще один вид иконографии – ангелы с рапидами. Рапида напоминает опахало. В церковной практике этот ритуальный предмет использовали во время богослужения, он символизирует присутствие божественного духа в храме, поэтому на дисках рапид изображены серафимы.

Большая часть экспонатов, хранящихся в Пермской художественной галерее, создана неизвестными мастерами. История сохранила имена только трех скульпторов, произведения одного из них представлены на выставке. Это крестьянин из деревни Габово Никон Кирьянов. Существует легенда о том, что стараниями резчика в деревне построено две деревянных часовни. Только для одной он создал более 500 скульптур! В коллекции музея находится 17 экспонатов. В Самару привезли двух ангелов, выполненных Кирьяновым. Его произведения отличаются своеобразными чертами ликов и прическами, напоминающими парики, а одежда похожа на портупею. Эти произведения относятся к финальной странице развития православной скульптуры. После революции почти всё храмовое убранство было уничтожено.

В конце 20-х годов прошлого века издана книга первого собирателя Н. Серебренникова «Пермская деревянная скульптура», состоялись выставки. Это и положило начало знакомству публики с уникальным явлением православной храмовой скульптуры.

Светлана Шатунова

Член Ассоциации искусствоведов России,

заведующая научным отделом 

Самарского художественного музея.

«Свежая газета. Культура №24 (221)»