2022-й будет юбилейным. 1 октября 1922 года в Москве на сцену вышел «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр – джаз-банд Валентина Парнаха», то есть отечественному джазу исполняется сто лет. «Свежая» посвятит этому событию цикл статей. И начинаем мы – это не первый, а скорее «нулевой» выпуск цикла – со статьи, посвященной Владимиру Борисовичу Фейертагу. 27 декабря ему исполняется 90 лет.

Мы с Владимиром Фейертагом в дружбе более полувека и давно уже «на ты» и по имени. Впервые мы встретились в конце 60-х, когда ленинградец Фейертаг по моему предложению был приглашен в состав жюри куйбышевского фестиваля джаза, где и оставался до конца 70-х. В 2009-м Фейертаг впервые в стране выпустил энциклопедический справочник «Джаз в России». По просьбе автора я помогал ему в этой работе, хотя большой дополнительной информации ему от меня и не требовалось: у нас в городе Фейертаг бывал нередко, в том числе слышал здесь музыкантов и Куйбышева, и других городов страны.

В раннем детстве Вова обожал транспорт, и среди игрушек у него было много автобусов, трамваев и троллейбусов. На вопрос, кем он станет, когда вырастет, мальчик уверенно объявлял: «Вагоновожатым». Но сбыться этим планам было не суждено: мама, профессиональная пианистка, с ранних лет начала вводить ребенка в мир музыки. Джазом же, тогда еще музыкой не с самой безукоризненной репутацией, он заинтересовался сам, слушая родительские патефонные пластинки и раз десять сбегав в кино на фильм «Серенада Солнечной долины» с участием оркестра Гленна Миллера.

В 1942–43 годах способный мальчишка – учащийся музыкальной школы – развлекал в военных госпиталях раненых, играя им на пианино модные песенки и фокстроты. А в пятидесятых он уже слушал ежедневные джазовые радиопрограммы Уиллиса Коновера на «Голосе Америки». [Внесен(а/о) в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента] В 1954-м Володя окончил филологический факультет Ленинградского университета, продолжая во время учебы активно заниматься музыкой: руководил студенческим эстрадным оркестром, в котором сам играл на рояле. По собственному признанию, университет он оканчивал по инерции, поскольку уже весь был в джазе.

Затем Владимир Фейертаг оказался в числе организаторов первого в Советском Союзе джаз-клуба – ленинградского «Д-58». Увлечение музыкой в конце концов вновь сделало Володю студентом: он поступил в музыкальное училище. Его окончание в 1960-м совпало с написанием (совместно с Валерием Мысовским) популярной брошюры «Джаз». Событие было весьма значительным, поскольку в Советском Союзе книга стала первой, посвященной музыкальному жанру, бывшему тогда на правах Золушки, и моментально исчезла с прилавков магазинов. Я тогда предусмотрительно купил сразу десять экземпляров и затем ухитрился со знакомыми по переписке любителями джаза в Польше, Чехословакии и ГДР разменивать их на другие джазовые издания.

В официальных музыкальных кругах книга была принята весьма негативно. Газета ЦК КПСС «Советская культура» разразилась злобным фельетоном под заголовком «ЭнциклопУдия джаза», в котором заклеймила попытку разговора о джазе как об искусстве, о достойном внимания музыкальном жанре. Правда, Владимир Фейертаг откровенно посмеялся над этим и сказал, что после фельетона их с Мысовским известность резко подскочила и посыпались заказы: «Ведь если мы написали книгу о джазе и были так раскритикованы партийной газетой, значит, мы действительно чего-то стоим». Хотя сегодня, издав десяток солидных профессиональных работ о музыке, автор с улыбкой вспоминает ту основанную на общеизвестной истории книжицу – компиляцию с использованием перевода зарубежных справочников.

Позже, оставив практическое музицирование, Владимир стал одним из активных организаторов различных событий в Ленинграде, подлинной «колыбели» отечественного джаза. С тех пор Фейертаг постоянно и в разных амплуа связан с джазом: проведением концертов и фестивалей; чтением лекций; созданием факультативов, а затем и отделений джаза в музыкальных учебных заведениях; популяризацией джаза на радио и телевидении.

С 1962 года он вел курс истории джаза в музучилище, позже стал профессором Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и только совсем недавно оставил преподавательскую работу.

В 1965-м Фейертаг начал выходить на сцену в качестве ведущего на концертах одного из лучших тогда в стране биг-бэндов – Иосифа Вайнштейна, а затем стал лектором-музыковедом джазовых филармонических абонементов, причем не только в Ленинграде, но и в Риге, Минске, Одессе, Горьком, Новосибирске и даже в столичном Концертном зале имени Чайковского.

Авторитет Владимира Фейертага среди профессионалов и любителей джаза признан как в России, так и за ее границами. У нас в стране рядом с ним можно поставить разве что Алексея Баташева, автора написанной в 1972 году и до сегодняшних дней единственной солидной монографии об отечественном джазе.

Фейертаг издал более десятка книг по истории мирового и отечественного джаза, о его особенностях, о музыкантах и композиторах, а также по вопросам теории этого музыкального жанра. Кроме высокого профес- сионализма автора и глубокого знания предмета необходимо отметить и мастерское изложение материала этих книг. А количество написанных Фейертагом статей в отечественных и зарубежных изданиях, рецензий и аннотаций к грамзаписям подсчитать сегодня просто невозможно.

Совершенно уникальные издания Владимир Фейертаг выпустил в начале ХХI века. Впервые на русском языке вышла энциклопедия мировой музыки «Джаз. ХХ век», энциклопедические справочники «Джаз в России» и «Джаз в Петербурге. Who is Who». В 2010-м в виде пособия для студентов музыкальных учебных заведений появилась капитальная работа Фейертага «История джазового исполнительства в России», которая вместе с упомянутой выше монографией Алексея Баташева представила полную, профессионально изложенную историю джаза в стране.

В выпущенной им в 2018 году книге «А почему джаз?» Владимир Фейертаг увлекательно рассказал о событиях своей жизни – от появления на свет до наших дней. Ну, а пока последним Владимир издал в 2021 году любопытный справочник «Джазовые стандарты», в котором изложены истории самых известных мелодий жанра с нотными иллюстрациями и биографиями авторов-композиторов.

Владимир Фейертаг – отличный ведущий концертов, и в этой роли ему доводилось представлять на сценах в разных городах и странах мастеров и отечественного, и зарубежного джаза. Достаточно вспомнить хотя бы «Аллегро» Николая Левиновского, трио ГТЧ, составы Леонида Чижика, ансамбль «Архангельск», замечательный Детский биг-бэнд из Кривого Рога или сопровождение российских туров Дейва Брубека, Гюнтера Шуллера, Билли Тейлора и других. Я уж не говорю о родных пи- терских коллективах – Ленинградском диксиленде, ансамблях Давида Голощекина, «Саксофонах Санкт-Петербурга» Геннадия Гольштейна

Редкие концерты без сопровождения Владимира проходят в Питере и сегодня на сцене уже более 30 лет существующей единственной в Европе Филармонии джазовой музыки. Фейертаг у микрофона – мастер управления и организации сценического действа, знаток драматургии построения концерта. А его негромкие, без особых эмоциональных всплесков и даже с легкой картавостью комментарии для многих слушателей концертов уже стали вполне естественной и даже обязательной составной частью джазовых праздников. Только что, в декабре, Фейертаг сопровождал в джаз-клубе JFC выступление ансамбля своего сына, саксофониста Алексея Попова, а в питерском Театре эстрады провел вечер, посвященный дню рождения Фрэнка Синатры.

Отдельный разговор о фестивалях. Фейертаг – постоянный ведущий нескольких крупных фестивалей джаза в городах страны. В Москве он вместе с Кириллом Мошковым ведет один из старейших ежегодный международный фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж»», а в Питере организовал уникальные тематические фестивали с представлением творчества выдающихся композиторов, в том числе Джорджа Гершвина и Дюка Эллингтона.

В 1978 году Владимир стал организатором и художественным руководителем одного из самых представительных российских праздников джаза – питерского международного фестиваля «Осенние ритмы». На его сцену в разные годы вышло несколько десятков ансамблей и оркестров из стран Европы и Америки, а Союз был представлен музыкантами из Хабаровска, Баку, Тбилиси, Львова и других городов. Вся обстановка фестивальных мероприятий была очень демократичной и благожелательной; полный стилевой набор жанра – от диксиленда до fusion и free, а кроме музыкантов на фестиваль приезжали журналисты, менеджеры, музыковеды и просто любители музыки. Даже сложно раскачиваемая в джазе фирма «Мелодия» выпустила несколько виниловых дисков с записями выступлений участников фестиваля.

Рассказ о талантах, способностях и делах Владимира Борисовича Фейертага можно продолжать долго. Его профессионализм был отмечен присвоением ему почетного звания заслуженного деятеля искусств России. О международном признании мэтра в развитии джаза свидетельствует присуждение в 1998 году ему – единственному в России – Премии Уиллиса Коновера. А в 2013-м за плодотворную деятельность в развитии культуры он был награжден орденом Дружбы. Конечно, эти награды заработаны годами, хотя сам юбиляр сегодня говорит, что свой наступающий десятый десяток он ощущает, только когда ему о нем напоминают. 

Игорь Вощинин

Член Гильдии джазовых критиков и

Союза журналистов России

Свежая газета. Культура №24 (221)