В этом году выставка номинантов премии «Инновация» совсем небольшая, она занимает всего один зал. Если в прошлом году организаторы оформили 2 000 м2 «Арсенала», то в этот раз экспозиция была максимально лаконичной. Перед просмотром номинантов зрители, хотят того или нет, проходят сквозь отличную выставку «Перерыв 15 минут» кураторов Кристины Романовой и Наиля Фархатдинова, посвященную теме труда и отдыха. Выставка целостная, несмотря на большое количество работ от разноплановых художников. И это сразу вступает в конфликт с экспозицией «Инновации», которая всегда будет эклектичной.

Куратор выставки «Инновации» Дарья Ткачева сделала очень сложную работу и подобрала общий знаменатель к большинству экспонатов – «образовательный поворот». Именно это, по ее мнению, определяет актуальную проблематику современного искусства. «Режим изоляции заставил культурные и образовательные институции пересмотреть свои возможности и задачи. Присущая искусству познавательная функция – возможность передачи знания через знаки и образы – в условиях онлайн-существования проявилась по-новому», – считает Дарья Ткачева. Наверное, эта мысль и позволила половину работ экспонировать в формате «рабочего кабинета» – небольшой комнаты рядом с главным залом, с длинным столом с перегородками, как в библиотеках. У каждой ячейки своя лампа, свой стул и свое произведение искусства. Зрителю предлагается взять перчатки и сесть за работу – изучение и познание произведений номинантов в категориях «Проект года», «Куратор года», «Региональный проект» и «Образовательный проект».

В более привычном формате демонстрируются работы номинантов в категориях «Художник года» и «Новая генерация»: они представлены в оригинале и им отведен весь зал.

Наверное, не прочитав экспликацию к выставке, трудно понять, что объединяющей идеей стал новый взгляд на образование. Но вот единое настроение понять очень легко. Смею предположить, что это мрачное, даже немного апокалипсическое настроение. В экспонатах или нет человека как такового, или нарочито подчеркнуто его отсутствие. Если и есть «кто-то», то технологическая проекция. Защитные костюмы, образы, смутно напоминающие человеческие, пустынные пейзажи. Все это подчеркивает дизайн выставки, исполненный в преимущественно черном цвете. Возможно, такое ощущение появляется именно после просмотра выставки «Перерыв 15 минут», где всё, наоборот, посвящено действию (пусть и бессмысленному) и где доминирующий цвет в оформлении белый.

Согласитесь, трудно не подумать о конце света, когда смотришь на большой прозрачный шар, внутри которого над пустынной детской площадкой, перевязанной сигнальной лентой, под звуки вьюги и детского смеха летают клочки бумаги под вентилятором, изображая метель. Или на фотографии заброшенных городов Крайнего Севера с редкими подсвеченными окнами («Планетарий» Данила Ткаченко). Работы из серии «Что, если?» Марии Сафроновой, где на одной серии картин запечатлены уроки ОБЖ в школе, а на другой – пустые заброшенные школьные кабинеты, тоже не внушают лишнего оптимизма.

Рядом с этими образами из прошлого фантазии на тему будущего. Белые скульптуры, напоминающие людей, – трансформация интернет-текста в материальный объект («Карате-поэзия» Никиты Селезнева). Отвернута к стене, чтобы не перебивать ярким розовым освещением другие объекты, инсталляция Людмилы Калиниченко «Срок годности не ограничен», где художница фантазирует на тему, как будет выглядеть ферма-лаборатория по выращиванию животной пищи из растительных материалов.

Достаточно тревожным получился проект Николая Голикова и Владимира Ермаченкова «Симбионт», где машина получает посредством ударов электрического тока через сокращения мышц на человеческом теле звук. Со звуком экспериментирует и Сергей Филатов в скульптуре «Сад ускользающих соноров», но здесь предмет пока не подчиняет человека, а лишь просто реагирует на его присутствие.

Изобретательно и увлекательно использован звук в работе Евгении Ржезниковой «Мертвые души»: зрителю предлагают начать читать фрагмент книги Гоголя в микрофон, голос приводит в движение инсталляцию, эквалайзер голоса превращается в русский пейзаж, начинают звучать и народные песни. Получается такое путешествие по России.

Немного особняком стоит работа Елены Слобцевой «Культура материалов», в которой художница изучает взаимодействие материалов, апеллируя к истории искусства – авангарду и реализму. Холст и строительная скоба взаимодействуют через проникновение и видеорисунок, создавая авангардные образы.

В политической повестке выставки только две работы: «Свобода 1919. 2020» Елизаветы Коноваловой, где художница подмечает круговерть истории через деталь барельефа с Большого Каменного моста в Москве, и «Рынок идей» арт-группы «Муха». Присутствие самарских художников в списке номинантов на премию «Инновация-2021» в категории «Новая генерация» – очень приятный момент. В прошлом году «Инновацию» в категории «Куратор года» получил Сергей Баландин, в этом году, хочется надеяться, получит «Муха».

Художники «Мухи» часто сотрудничают с Литературным музеем, Музеем Модерна, галереей «Виктория», «Горький-центром». В этом году они даже выиграли премию галереи «Виктория» и, помимо статуса самых-самых, получили возможность организовать персональную выставку в Victoria underground. На «Инновацию» выбрали их проект «Рынок идей», в рамках которого художники выставили на продажу 12 своих замыслов. Идею можно было купить за номинальную стоимость или реализовать ее бесплатно, используя бренд «Мухи» и отказываясь от своего имени. От имени арт-группы реализованы уже 4 идеи: акция «Дар, а я тебе», идея «Консервы» в формате перформанса «Женщина с двумя кошками», видеоперформанс «От я до оно», перформанс «Семиотика звука».

На выставке в «Арсенале» подчеркивается бюрократизация, заложенная в механику проекта, и ставится вопрос: «Может ли рынок стать экспонатом музея?». Экспозиция проекта – договоры, пришпиленные к стене, и идеи в конвертиках, прикрепленных на подвесной сушилке.

Кажется, что у арт-группы «Муха» в этом году есть все шансы стать лучшими, хотя попадание в шорт-лист «Инновации» – уже большой успех. Отдельно хотелось бы отметить оптимизм работы самарских художников на фоне остальных. Команда уже заявила о втором сезоне «Рынка идей». Может быть, он станет международным.

Ксения Гарнина

Свежая газета. Культура, №14 (211),июль 2021