Художник из Ульяновска Вячеслав САЙКОВ представил зрителям свои живописные произведения. Главные герои его картин – привычные предметы, с которыми мы встречаемся каждый день, но зачастую не обращаем на них внимания: ложки, вилки, мясорубки, пластиковые бутылки, батареи.

На первый взгляд кажется, что это обманки, предметы предстают гиперреалистично, но размер предметов далек от реальности. Половники, вилки, ножи, тарелки увеличены в десятки раз. Художник начал писать такие картины с конца 2000-х. Какие-то работы любит больше, какие-то вовсе записывает. Он долго шел и к соразмерному формату – остановился на размере 100 х 120 см. Такая выверенность у художника во всем: в технике и технологии, в композиции, в цветовом решении. Всё, что не устраивает, – не сохраняет.

Вячеслав Сайков немногословен, даже названия картинам не дает, считает, что они должны говорить сами за себя. И правильно считает, любое название ограничивает и задает вполне конкретную трактовку и совсем не заставляет зрителя думать. А картины Сайкова – это мощная работа интеллекта. При всей видимой простоте и минимализме, казалось бы, а что в них? Что может быть в алюминиевой тарелке? Или вареном яйце? Смысловое наполнение и эмоциональные ассоциации – вопрос личного бэкграунда.

Вячеслав Викторович Сайков родился в 1954 году в Ульяновске. Окончил Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого. С 1976 года принимал участие в художественных выставках – сначала областного, а позднее и международного значения: в выставке «Соц-Арт» 1989 года в Польше, «АРТ-Москва» в 2010 и в 2012 годах. Сотрудничал с ведущими галереями страны: в 2010 году в Восточной галерее состоялась персональная выставка художника. Работы Вячеслава Сайкова представлены в частных коллекциях в России и за рубежом.

Вырванные из бытового обихода, увеличенные в размере предметы на картинах обретают символическое значение. Мясорубка становится не только бытовым прибором для приготовления фарша, а символом прокрустова ложа или мясорубки человеческой жизни, перемалывающей судьбы или смешивающей их. Пустая алюминиевая тарелка – не просто предмет советской столовой: а может, это чаша Грааля? Надписи на кирпичных стенах «хрущёвок» не напоминают ли о пещерных росписях? Сложенные друг на друга кирпичи – древний дольмен? А чугунная батарея выглядит вовсе чередой слепцов, навевая образы из мирового искусства. Сбившиеся ложки – как люди в час пик в набитом транспорте. В общем, поле для интерпретаций широкое.

Художника привлекают и живописные особенности предметов, он выписывает их фактуру внимательнейшим образом. Ничто не ускользает от его взгляда: следы изношенности, царапины, вмятины, ржавчина, штампы...

Воссоздавая материальную плоть объектов, он придает им вес и почти скульптурный объем. Сайков работает вдумчиво, сосредоточенно, прозрачно накладывая мазки краски. В его работах преобладает серо-охристый колорит, на его фоне акцентно выделяются блики на посуде, темные тени. Иногда Сайков экспериментирует с цветом, делая фоны ярче, но они как будто проигрывают монохромным – цвет отвлекает от главного, от идеи, и много берет на себя.

Предметы на картинах статичны, время здесь как будто застыло, его нет, есть только его артефакты. Валяющаяся пластиковая бутылка, например. Куда теперь от них деться?

В экспозиции представлен триптих, выполненный в стилистике поп-арта. На центральной части изображен фрагмент проезжающего автобуса с привычной рекламой на нем – лицо улыбающейся длинноволосой девушки. На другой – также фрагментированное изображение окна трамвая, в нем виден женский профиль в скромной одежде и платке. Яркая надпись «ВХОД» на ярко-красном внушает зрителю оптимизм, который некоторым образом развеивается при виде этой уставшей женщины.

Одна работа на выставке отличается бо́льшим форматом и наличием драматического содержания – символический автопортрет художника. Справа изображена обнаженная мужская фигура, сидящая на корточках. Из одежды на нем только шапка-ушанка, надев которую, он словно становится невидим в толпе. Мотив одиночества в городе так явно и болезненно здесь ощутим. При отсутствии явных признаков города лишь брошенные окурки на тротуарной плитке и вазон с цветущими петуниями напоминают о нем. Этот же мотив звучит и в картине, единственный герой которой смотрит на зрителя – это дворовый пес, явно напуганный, загнанный, стоящий у ажурной ограды на подтаявшем снегу. В этих картинах нет сюжета, нет бытовой ситуации, есть лишь предметы, вносящие вполне определенное значение, зацепившись за которые, можно выстроить сценарий с завязкой и финалом.

Смотря на картину с изображением железной дороги, вспомнила, что любила наблюдать из окна поезда, как перед глазами мелькают рельсы – символ жизненного пути, скоротечности и бесконечности времени.

Интересна серия стен домов и строительных лесов. Серые кирпичи, местами замшелые, с остатками расклеенных объявлений. Их горизонтальный спокойный ритм разрушается вертикалями водопроводных труб, а красивая живописная фактура досок с обшарпанной поверхностью – торчащими кривыми гвоздями.

 Картины Сайкова требуют всматривания, их размер и статичность изображения завораживают или удивляют, но не оставляют равнодушным. Воссоздавая подробно все особенности предмета, вырывая его из привычного обихода, художник выносит его в формат вечности. Вячеслав Сайков сумел в малом увидеть большое, а в простом – сложное.

Светлана Шатунова, член Ассоциации искусствоведов России,

заведующая научным отделом Самарского

художественного музея.

Свежая газета. Культура, № 14 (211) ,июль 2021