Книги о войне, терактах и боевых операциях пишут, как правило либо профессиональные писатели (Захар Прилепин, Фредерик Бегбедер), либо журналисты (Анна Политковская, Хасан Хасан, Майкл Вайс). Если автор - непосредственный участник событий, то речь, скорее всего, о мемуарах или автобиографии и о литературности в таких случаях говорить не приходится. Содержание такой литературы почти всегда предсказуемо - черное и белое определяется если не с обложки, то уже с первых страниц. Сто восьмидесяти страничный «Будённовский рубеж» Алексея Филатова ломает все эти стереотипы и приятно удивляет нетривиальностью подхода, парадоксальными выводами и хорошим русским языком. 

Биография Алексея Филатова, автора книги, готовит читателя к тому, что книга, конечно, будет о подвиге русских солдат, героизме спецназа и контрастно покажет, где добро, а где абсолютное зло. Эдакая поделка к круглой дате - 25-летию захвата заложников в небольшом городке Ставропольского края. Чего же ещё ждать от подполковника КГБ/ФСБ, десяток лет прослужившего в спецподразделении «Альфа»? Что ждать от офицера, который сам участвовал в штурме больницы и операции по освобождению заложников?

Но с первых страниц становится понятно: черного и белого в этой книге нет. Вместо этого есть попытка разобраться, которая выглядет искренне и убедительно.

Автор ищет ответ на вопрос: «Что случилось с больницей и заложниками в Буденновске?» и вариант: «Их захватили» его явно не устраивает.

В поиске ответов Филатов заходит далеко. Он не просто возвращается в Будённовск, где пустырь перед той самой больницей давно зарос деревьями и густым кустарником. Он изучает документы, находит дневники, встречается с действующими лицами, среди которых врачи и медперсонал больницы, простые заложники, горожане, местные милиционеры, а также глава ФСБ и начальник охраны президента России. А ещё террорист, который, вопреки ожиданиям, не производит впечатления злодея. Он - живой человек. И в этом нет оправдания терроризма, но опять же есть попытка понять.

Опираясь на документы и многочисленные интервью, Филатов не просто рисует обширную картину тех дней, но приходит к весьма неожиданному выводу. Той трагедии можно было избежать, а вслед за ней могли не случиться вторая чеченская, захват детей в Беслане, Норд-Ост, взрывы домов и многое-многое другое. И это не фантазии «либерального журналиста», а выводы боевого офицера, которому почему-то хочется разобраться.

Книга документальная и может послужить неплохим источником для историков. Она даёт многое для понимания не только будённовских событий, но и России тех лет. Это «фотография» нескольких дней, но по ним легко воссоздаётся тяжелая атмосфера неопределенности будущего, которое ждёт страну.

Другое важное отличие «Будённовского рубежа» от книг подобной тематики - хороший литературный язык. Текст вовлекает многоголосием и не отпускает, пока не закончится.

Такие книги в России не получают премий, так как в моде другой нон-фикшн. Но это не значит, что книгу следует пропустить. 

На многие вопросы о теракте в Буденновске автором действительно, даны ответы. Но по прочтении возникают новые - об истории страны, об упущенных альтернативах, о нашем общем будущем, которое было заложено 25 лет назад. Ради этих новых вопросов стоит прочитать «Будённовский рубеж. Расследование участника событий».

Глеб Дмитриев