Для сцены в Самарской филармонии вторник ознаменовался гала-концертом одного из известнейших молодых музыкальных коллективов ПФО — Молодежного симфонического оркестра (МСО) Поволжья. Молодые талантливые музыканты со всей России, многим из которых нет и 18 лет, не просто показали достойный, профессиональный уровень звучания классической музыки, но и, пожалуй, продемонстрировали неплохой пример старшему поколению местных исполнителей и преподавателей.
20 августа для МСО Поволжья наступила своеобразная кульминация ежегодной программы. В этом году география выступлений молодого коллектива следующая: Тольятти (где базируется МСО), а также Самара, Ульяновск и Чебоксары. В предыдущие годы оркестр несколько раз выступал не только по России, но и за рубежом.
Что такое МСО Поволжья?
Идея молодежного оркестра — августовская ежегодная площадка, благодаря которой в российской среде классической музыки старшее поколение выявляет «смену», тех, чьи имена, вероятно, уже через десяток лет будут мелькать на афишах по всей стране. Появилась площадка в 2002 году в Тольятти, где и по сей день собирают музыкантов.
В МСО Поволжья работает два состава — юношеский и молодежный. Самым младшим участникам бывает и по 14 лет. Однако полагать, что проект, существующий за счет президентских грантов, представляет собой детскую или студенческую самодеятельность, как минимум неправильно. Коллектив ежегодно показывает высочайший уровень, а его «выпускники» продолжают получать образование в лучших консерваториях РФ и в зарубежных высших школах.
Что касается руководства МСО, здесь, пожалуй, стоит особо отметить художественного руководителя оркестра и главного дирижера — заслуженного артиста России, профессора Московской консерватории имени Чайковского Анатолия Левина. Здесь, конечно, МСО очень повезло: с коллективом работает куда более талантливый, известный и признанный дирижер, чем, например, с самарским филармоническим оркестром…
Гала-концерт, 2019-й
На профессиональной сцене коллектив выглядит не менее уверенно, чем любой «взрослый» оркестр. За плечами юных музыкантов несколько недель кропотливой работы и многочасовых репетиций, талантливое руководство, удачно подобранный репертуар. В то же время, артистам МСО присущи некоторые «не классические» вольные жесты — от футболок с символикой, заменяющих привычные рубашки и галстук-бабочки, до неформальных жестов в паузах между произведениями. Тем не менее, непривычные для любой классической сцены подобные мелочи органично вписываются в образ и оркестра в общем, и каждого из музыкантов в частности.
Другая интересная особенность МСО Поволжья, как и любого молодежного оркестра — это работа молодых и даже совсем юных дирижеров. Так, младшему из воспитанников коллектива, Асадбеку Аюбджонову, которому вверили «управлять» целым оркестром, всего 13 лет. Несколько произведений с МСО отыграл 19-летний дирижер-стажер Климентий Катенин из Москвы.
В этом году заметно меньше выступал художественный руководитель коллектива Анатолий Левин. Тем не менее, при всем таланте стажеров, Левин показал действительно восхищающий уровень дирижирования, и даже неискушенный слушатель, пожалуй, отметил бы это.
Как все понравилось врио?
За полноценной программой из двух отделений последовало оглашение широкой географии, которую охватывает коллектив. Слово «Поволжье» в названии оркестра несколько обманчиво: в составе МСО — музыканты не только со всей России, но и с других стран: Латвия, Узбекистан, Казахстан, Армения, Испания, ОАЭ. Все — русскоговорящие. Есть и ребята с востока Украины, которых, впрочем, представляют как «резидентов» (непризнанных) Донецкой и Луганской народных республик. А в прошлом году, к слову, в составе МСО был гражданин Сирии.
Закрыл концерт врио министра культуры Сергей Филиппов, передавший оркестру поздравительный адрес от имени губернатора Дмитрия Азарова. Сам глава региона то ли не слишком заинтересовался мероприятием, то ли был слишком занят, чтобы обрадовать юных музыкантов своим присутствием.
Г-н Филиппов не забыл указать, что МСО Поволжья в этом году работает благодаря гранту президента РФ, а также отметил, что местные власти всегда готовы оказывать помощь оркестру. Позже, в беседе с корреспондентом «Засекина», врио министра еще раз напомнил об этом (видимо, на всякий случай).
— Получил большое удовольствие от самого концерта. Очень приятно, что вот этот проект, «Классика OPEN FEST» с молодежным симфоническим оркестром Поволжья, давно и надежно прописался у нас в Самаре. Каждый год с нетерпением все ждут этого концерта. Потому что это молодые музыканты […]. Им предстоит многому научиться, но их любовь к музыке создает ту атмосферу, которая была в зале, — со знанием дела отмечает чиновник.
Отвечая на вопрос о преемственности проекта и возможности приглашать молодых талантливых музыкантов в Самарский филармонический оркестр, который в настоящее время переживает не лучшие времена, Сергей Филиппов традиционно продемонстрировал талант дипломата. Ответ получился не вполне конкретным, но вполне звучным.
— Конечно, для нас обновление состава нашего оркестра всегда является актуальным. Не секрет, что сейчас достаточно возрастной состав, хотя много и молодых профессионалов, но для нас это всегда необходимо. Отсутствие консерватории в Самаре, конечно, порождает серьезные кадровые проблемы. Поэтому надо внимательно прислушиваться и присматриваться к тем ребятам, которые, закончив у нас музыкальные школы, продолжают в дальнейшем обучение в вузах страны. И, конечно, приглашать их сюда […]. Конечно, их надо приглашать. Такая задача перед нашим оркестром стоит. А насчет кризиса [в самарском оркестре] — ну, я бы не сказал… Это такая история… Кризисом можно назвать любое состояние. Я не могу сказать, что наш оркестр в плохом состоянии. Есть определенные разногласия между музыкантами коллектива, это не секрет. Но… по крайней мере, угрозы, что оркестр вот завтра перестанет существовать, точно нет, — резюмировал врио министра культуры.
МСО Поволжья изнутри
Отдельный интерес в случае со столь молодым коллективом составляет сам формат работы молодежного оркестра, его внутренняя «кухня». О том, чем живут артисты МСО и как проходит его работа, «Засекин» побеседовал со студентом Российской академии музыки имени Гнесиных, виолончелистом Ильей Иванюком, который с 14 лет и до прошлого года успел девять раз поучаствовать в сессиях коллектива.
— Сессии оркестра проводятся в течение определенного срока, — рассказывает собеседник. — ставятся точные даты, а программа, как правило, оговаривается заранее. Так как сроки сжатые, быт музыкантов в основном состоит из репетиций, будь то оркестровые, групповые или самостоятельные занятия.
По словам музыканта, помимо объявленной программы, музыканты имеют возможность создавать собственные составы и разучивать с ними программу, которую будут исполнять на камерных концертах. Свободного времени остается совсем мало, и оно уходит на общение.
— Возрастной состав в основном — с 17 до 28 лет. Но это приблизительные цифры. Бывает, что в состав просятся 14-летние музыканты, и им в итоге не могут отказать. В оркестре артисты получают опыт игры с различными именитыми и молодыми, перспективными дирижерами.
От гала-концерта в этом году у музыканта, как у слушателя, остались самые позитивные впечатления. По его словам, на высшем уровне выступили и солисты, и дирижеры, и весь состав МСО Поволжья.
— Оркестр берет своей энергетикой. Для того, чтобы соревноваться с профессиональными коллективами, необходимо гораздо больше времени. Потенциал у МСО Поволжья несомненно большой, так как он состоит из студентов-музыкантов ведущих высших школ страны и зарубежья. Но это не тот формат, чтобы сравнивать его с коллективами, работающими на постоянной основе. В состав МСО нередко приезжают музыканты, к примеру, с государственного академического симфонического оркестра имени Светланова или академического симфонического оркестра Московской филармонии. Зачем они едут? За атмосферой, творческой энергией. МСО даёт хорошую оркестровую подготовку, даёт навыки выучивания произведения за короткий срок, ставит нестандартные задачи. Все это помогает музыканту в дальнейшей творческой жизни. Подводя итоги, хочется сказать, что МСО Поволжья — это отличный проект, который имеет аналоги и за рубежом, и в России. И это большое счастье, что он родился и проводится именно в Самарской области, — резюмирует собеседник.
Екатерина Маяковская [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]
Комментарии (1)
Т. е. полная бесперспективность руководства самарского симфонического оркестра — это, по мнению министра, конфликт между музыкантами оркестра!