Михаил Щербаков, отставки которого артисты филармонии требуют последние несколько лет, впервые провел пресс-конференцию с журналистами в роли художественного руководителя. Он объяснил, в чем суть «русской музыки», чем он похож на Путина и что именно нужно сделать, чтобы молодежь перестала слушать рэп.
Журналистов на чествование нового худрука Самарской филармонии пришло немного, коллеги Михаила Щербакова и вовсе не соизволили его поддержать, если не считать пресс-секретаря. Несмотря на это, он бодро взобрался на сцену и сел на заранее подготовленный стул. Пока сотрудники СМИ усаживались покучнее для кадра, дирижер поприветствовал всех и начал рассказывать о грядущих проектах.
РЭП — ТОЖЕ ХОРОШО
Начал свое выступление «маэстро» с информации о том, что филармония планирует провести Транссибирский фестиваль. Он отметил, что проходит мероприятие при поддержке правительства Самарской области в стенах Самарской филармонии. Начать фестиваль планируют с «симпатичного проекта».
— Симпатичный проект, который направлен на популяризацию классической музыки. Такой проект вызывает у меня большую симпатию. Он приехал из Германии, но он настолько простой и доступный, что мне досадно, что мы его не мы придумали, — огорчился художественный руководитель.
Молодым людям из учебных заведений Самары предложат взяться за создание рекламы концерта молодых исполнителей.
К нам приедут пианист Даниэль Голод (Израиль), скрипач Артур Руссановский (Нидерланды) и российский виолончелист Иван Сканави. Три классических музыканта возьмут на себя училище культуры, музыкальное училище и школы. Они будут продвигать концерты, выступят в учебных заведениях и позже, 26 марта, появятся на Транссибирском фестивале.
— Почему нам у себя в Самаре не продолжать это делать повседневно? Нам нужно привлекать молодежь — наше будущее, будущее страны! Мы должны сделать все, чтоб они не только рэп слушали, это, конечно, хорошо — рэп, но там нет музыки, а поэзия не такая уж шикарная. Жалко, что все их художественное впечатление от жизни будет только состоять из рэпа и даже из рока или только из джаза. Некоторые с такой важностью говорят, что ходят на джаз, — пренебрежительно отметил г-н Щербаков.
Камнем в огород джаза стало то, что он, по словам худрука филармонии, не связан с российским менталитетом. Джаз, утверждает Михаил Щербаков, хоть и захватил весь мир, но это не та музыка, в которой выражается суть русского народа и его душа.
«Маэстро» считает, что «русская душа» написана русскими композиторами — Чайковским, Рахманиным, Шостаковичем. Нужно воспитывать людей, которые понимают, где они родились и живут, где они воспитаны, а для этого нужно слушать русскую музыку.
МАККАРТНИ ЦЕНИТ ЧАЙКОВСКОГО ВЫШЕ СЕБЯ
Далее разговор зашел о том, какие проблемы стоят перед классической музыкой, раз молодые люди не стремятся овладеть всей палитрой культурных ценностей, которые могут предложить наши композиторы.
— Мы наблюдаем колоссальные пробелы. А наши школы не всегда соответствует этой задаче. У меня дети заканчивают школу, старшая дочь только закончила. Мало кто серьезно читает, они «Войну и мир»-то Толстого не прочитывают, от них не требуют, это что такое? В интервью министра образования вчера слышал, о том, что нужно требовать. Труд должен быть во главе угла, и дети должны приучаться к труду. Просто так ничего не воспитывает и не принимается, а музыка — это важнейшая составляющая часть культуры. Особенно в русской — великой музыке, где, безусловно, XIX-XX века впереди планеты всей. У нас привыкли говорить, что балет впереди, но у нас и музыка впереди. Ни одна страна мира не дала столько музыкантов, — заявил Щербаков.
Худрук также согласился, что музыку The Beatles можно приписать к классике. Однако, по словам Щербакова, если спросить у Пола Маккартни, кто выше, Чайковский или он, он непременно ответит, что Чайковский, потому что Маккартни — настоящий музыкант. Так и русские должны находить «подпору к жизни» в русской музыке.
У АМЕРИКИ — РУССКАЯ ДУША
На втором концерте, который будет основным в фестивальном времени, выступит один из лучших скрипачей мира — Вадим Репин. Он сыграет совместно с оркестром Самарской филармонии.
От рассказов о выступлении именитого скрипача Михаила Щербакова в очередной раз отвлекла мысль о том, что именно в России родились множество великих музыкантов. А на чужбине их теперь чествуют, как родных.
— У нас есть три волны великих музыкантов, которые родились в России и потом уехали на запад — из-за Октябрьской революции, например, из страны уехал Рахманинов. Америка сейчас пытается Рахманинова присвоить себе. Я был в Чикаго в музее музыки. Когда туда заходишь, висят Стравинский, Рахманинов… И это все — в центре Америки, я даже специально подошел к окну: «Америка, это вы? А думал-то… У вас, оказывается, душа русская». Потому что каждое рождество они слушают нашего Щелкунчика Чайковского, все время слушают Рахманинова и Стравинского, — вспомнил худрук.
Несмотря на это, на самом Транссибирском фестивале не будут играть русскую музыку. В исполнении Вадима Репина прозвучит концерт Яна Сибелиуса для скрипки с оркестром. А сам Репин, кстати, будет играть на скрипке Страдивари.
Вместе с другими приезжими музыкантами он отыграет четвертую симфонию Брамса, которая, по мнению Михаила Щербакова, самая совершенная и гениальная.
Третий концерт фестиваля будет посвящен камерной музыке. Тут будет играть Репин, Александр Князев — виолончелист и органист, а аккомпанировать им будет пианист Андрей Коробейников. Они сыграют трио Брамса.
У НАС ЛУЧШЕ, ЧЕМ В МОСКВЕ И ПИТЕРЕ
Говоря о планах на будущее, музыкант отметил, что его очень сильно волнуют молодежь и дети. По словам г-на Щербакова, и до его вступления в должность художественного руководителя филармонии шла серьезная работа с ними, теперь она усилится.
— У нас музыковед Ирина Цыганова и второй дирижер оркестра формируют абонементы для детей и представляют детям музыку в разных аспектах, чтобы детям было познавательно и увлекательно. Мне по долгу службы нужно иногда приходить на концерт, и я сравниваю с работами абонементов в других филармониях, например, Москвы и Питера. Там, несмотря даже на взрослый возраст, я участвовал в дирижировании оркестра, который играл для приходящих по семейным абонементам родителей с детьми. Могу сравнить и сказать: у нас лучше! Потому что Цыганова работает феноменально, — восхитился Михаил Щербаков.
Кстати, продажа абонементов для детей начнется уже 3 марта.
ПОНИМАНИЕ МУЗЫКИ КАК УСЛОВИЕ «РУССКОСТИ»
Затрагивая тему важности музыкального развития у детей, художественный руководитель отметил, что всем детям нужно научиться ее понимать.
— Ученый Черниговская говорит, что люди, которые занимаются музыкой и любят ее — у них совершено по-другому работает головной мозг. И она изучает, как эффективно работает мозг человека, который занимается музыкой. Музыкальное образование должно быть у всех. Как вы можете прочитать Толстого, так должны прочитать и Рахманинова. Тогда можете считаться русским человеком, — заявил дирижер.
ЕЩЕ ОДНА ИДЕЯ ХУДРУКА
Михаил Щербаков рассказал и еще об одной своей идее, которую он хотел бы осуществить.
— Все вы знаете бессмертный полк, вот этот крестный ход по всей стране, люди несут как образы святых фото своих родственников, которые отдали жизнь за свою родину и народ. Это явление уникальное, и вот я подумал, что на самом деле такого количества песен о войне, времен войны, написанных во время войны и после нет нигде, ни в одном государстве, ни один народ не создал столько песен. Мы можем запеть эти песни всей страной, всем народом. Мы пригласим желающих — особенно молодежь — в этот зал и проведем кастинг, выберем из молодых людей тех, у кого наиболее профессионально получается. И вот они — с улицы, но смогут петь с нашим симфоническим оркестром 8 мая.
Также он предполагает, что это неплохая идея для школ и учебных заведений. Поэтому планирует предложить Дмитрию Азаров пролоббировать задумку на федеральном уровне.
— Можно назвать это «Бессмертные песни про войну». Чтобы приобщить к великой музыке. Это гениальные сочинения, та же «Землянка». Это вроде и демократично — просто про песню, это не симфонии, но привлечет народ и даст энергию, можно распространить по всей России. Только чтобы исполнение было не в приказном порядке, а по желанию, — вслух размышлял г-н Щербаков
САМОРОТАЦИЯ ПЬЯНЫХ МУЗЫКАНТОВ
В конце пресс-конференции вопрос зашел о ротации музыкантов, которой давно не было в Самарской филармонии. Михаил Щербаков пояснил, что они проходят раз в пять лет, и музыканты проходят серьезный отбор.
— У нас есть для ротации момент раз в пять лет, каждого музыканта прослушивает конкурсная комиссия, члены которой приезжают из других городов, и только художественный руководитель, который ее возглавляет, из Самарской филармонии. Ближайшая аттестация уже приближается — где-то через год. Ну, если музыкант, конечно, не напьется и не упадет, и не произойдет саморотация. Также она может произойти, если он будет прогуливать работу, — разъяснил худрук.
В ОДНОМ РЯДУ С МАЦУЕВЫМ, ГЕРГИЕВЫМ, ПУТИНЫМ…
Завершающим вопросом стало обсуждение отношений музыкантов и художественного руководителя. Как ранее сообщал «Засекин», многие не поддержали назначение г-на Щербакова. Корреспондент нашего издания решил узнать, как теперь складываются отношения в коллективе, и не помешают они готовиться к грядущим мероприятиям.
— Да, нет, не помешают. Никаких срывов мероприятий не ожидается. Ну знаете… У нас вот, например, Мацуева тоже не все воспринимают однозначно, Гергиева — как однозначно лучшего дирижера тоже, Путина — как лучшего президента страны тоже не воспринимают. Но когда я буду говорить вам бессмысленные идеи и реализовывать их, когда эти идеи — пустые, никому не нужные и не ведущие ни к чему — вот тогда не только просто там людям, а вам всем нужно помешать мне и не давать ничего делать, раз я буду глупостями заниматься. А если я буду делать то, что всем нам надо — нужно всем быть «за». А эти люди, которые в какой-то момент были против по каким-то своим соображениям, не будем сейчас говорить по каким, они тоже будут «за». Мы их увлечем, — завершил пресс-конференцию г-н Щербаков.
Юлия Сацук
Комментарии (4)
Сказочный до*****…
Автор, не пишите о культуре больше ни-ког-да
О Михаиле Щербакове иной информации, кроме изложенной в данной статье, не имею. И мне совершенно непонятно, откуда столько кликушеской язвительности в духе шакала Табаки и мелочной местечковой предвзятости. Откуда у «Юлия Сацук» эта ненависть ко всему русскому, прежде всего, к русской классической музыке.
Собственно, никаких иных «грехов» Михаила Щербакова, кроме подвижничества в вопросах русской музыкальной культуры, в статье не указано.
Это вторая статья о Щербакове. В первой более подробно изложены претензии оркестра к дирижёру.