Знаменитый на всю Россию самарский памятник конструктивизму «Фабрика-кухня» завода имени Масленникова, находящийся в настоящее время на реконструкции, планируют отдать под филиал одного из крупных классических музеев. На «Фабрике-кухне» могут расположиться филиалы Третьяковской галереи, Русского музея, либо музея архитектуры Щусева. Пикантность ситуации заключается в том, что ещё в 2013 году здание обещали сделать базовой площадкой Средне-Волжского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ).

Сейчас здание «Фабрики-кухни» в Самаре выглядит плачевно (на фото), хотя к Мундиалю его и спрятали за фальш-фасадом с яркими надписями «Искусство». Фактически же от памятника конструктивизма остались лишь фундамент и контур стен, поскольку объектом охраны является не интерьеры или, как это часто бывает, фасад здания, а «пространственное решение». Иными словами, чтобы соблюсти закон достаточно оставить лишь форму серпа и молота. Собственно, опираясь на это, прежние собственники и строили свои планы использования объекта.

Напомним, что самарская «Фабрика-кухня» - признанный памятник русского формализма, была построена в 1930-1932 годах по проекту московского архитектора-инженера Екатерины Максимовой и открыта 1 января 1932 года при заводе им. Масленникова. Если смотреть на это конструктивистское сооружение сверху, то четко видно, что здание имеет форму скрещенных серпа и молота – герба СССР. Изначально архитекторы использовали так называемое «ленточное остекление», но технологии того времени не позволяли сделать «энерго эффективные» оконные конструкции и здание требовало значительных затрат на отопление. В 1944 году здание было реконструировано и, как отмечают архитекторы, облик «сменился с авангарда на классику». В 1990-е годы здание Фабрики-кухни перешло в частную собственность, и после вторичной реконструкции там открылся торговый центр «Пассаж». Оставшийся декор фасадов сбили и обшили объект пластиковым сайдингом.

В 2004 году памятник приобрела компания «Кловер Групп», заявившая о намерении открыть на этом месте крупный деловой центр. Обсуждался вариант рекнструкции здания и увеличение этажности с «сохранением пространственных решений», то есть сохранения «серпа и молота» при взгляде сверху. Однако архитектурная и правозащитная общественность возмутилась и начала кампанию общественного давления. В итоге «Кловер Групп» продала актив, и за несколько лет «Фабрика-кухня» сменила череду собственников. С 2008 года оно оставалось пустым и не отапливалось. Ни один из собственников здания так и не оформлял охранные обязательства на него. В итоге всемирно признанный памятник архитектуры в 2013 году оказался в государственной собственности. В здании Фабрики-кухни было решено открыть Средне-Волжский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Руководители филиала художники Роман и Неля Коржовы приступили к разработке концепции будущего центра современного искусства, концепцию которого в 2014 году презентовали в Москве. С 2015 года, как гласит официальный сайт ГЦСИ, «Фабрика-кухня» является «основной площадкой» их Средне-Волжского филиала. С этого момента на территории «Фабрики кухни» современные художники регулярно устраивали разнообразные художественные акции, перфомансы, читки литературных произведений и презентации.

Реконструкция здания началась в 2016 году, но сроки проведения работ затянулись - выявились серьезные технические проблемы. Архитекторы потребовали срочно укрепить здание, чтобы оно не обрушилось под воздействием осадков. На повторную реконструкцию «Фабрики-кухни» выделили около 580 миллионов рублей. Подрядчика по выполнению противоаварийных работ уже выбрали.

С таким центром Самара могла стать одним из центров современного искусства России наравне с Москвой, Санкт-Петербургом, Пермью и Екатеринбургом. Но… концепция вновь изменилась.

Вопрос о новом собственнике здания встал вновь. И в Самаре объявили голосование за филиал федерального музея, который расположится на базе «Фабрики-кухни».

Вариантов три: Третьяковская галерея, Русский музей или музей архитектуры Щусева. Ни о каком современном искусстве больше речь не идёт. Как и о передаче объекта Самарскому художественному музею. Чем эти музеи будут заполнять 9000 кв. метров – загадка. Но только этим трем институциям государство готово выделить средства на восстановление всемирно известного самарского памятника конструктивизма – Фабрики-кухни ЗиМ. То есть, самарцам предлагают выбрать музей, через которые пойдут средства вслепую, не зная, чем будет наполнено это пространство в дальнейшем.

Дмитрий Солнцев