Музей модерна, который регулярно делает проекты, рассчитанные на молодую аудиторию, решил использовать пустующее помещение конюшни в качестве галереи нон-профитного искусства. Как заявил организатор галереи Илья Саморуков, небольшой зал с белыми кирпичными стенами должен стать наследником неподцензурной и ныне закрывшейся галереи «XI комнат», выставиться в которой мог любой и которая специализировалась на неформатных, экспериментальных выставках. «Традиция эта в Самаре не должна забываться», - подчеркнул Илья.

Действительно, «XI комнат» – место, в каком-то смысле, легендарное. И лучшие из проведенных там выставок имели свою особенную привязанность к этому месту: они создавались настолько в контексте пространства этой галереи, что их невозможно было оттуда изъять и куда-то перевезти; да и работы там были часто недолговечные, существующие лишь здесь и сейчас. 

И вот в новой галерее Музея модерна открылась первая выставка. Состоит она из работ трех художников (организаторы назвали их «новой волной», хотя, как кажется, трех человек для «волны» недостаточно): Дмитрия Жиляева и дуэта Анфисы Доброходовой и Валерии Наумовой. Если инсталляции Жиляева Музей модерна уже выставлял в рамках различных фестивалей (к примеру, они были представлены на «Ночи музеев»), то женский дуэт, создающий абстрактные полотна, зрители увидели впервые. Живопись у девушек довольно сильная. Не по-женски агрессивная, грязная, пастозная, с целыми шматами краски в два пальца толщиной, полная хаоса, смешения всех стихий. В дуэте сильнее выступает Анфиса Доброходова, которая приклеивает к холсту лоскуты марли, в результате чего получается очень сильная, неожиданная фактура. Абстрактная живопись, как и любая другая, тоже может быть банальной и предсказуемой – но здесь не тот случай.

Валерия Наумова пишет более «академично», увлекается геометризмом и особенно структурой решетки. Её работы выглядят слабее, чем у ее напарницы. Но большинство представленных работ написаны совместно: крупноформатные, в темной гамме ассамбляжи. В них виден труд, по крайней мере – процесс, делание. Это картины «происходящие», можно даже сказать, что они «происходят» с вами. Куратор выставки Илья Саморуков, вероятно, почувствовал это и вывел действие за границы холста, набросав повсюду на полу фотографии художников и их мастерской, протянул в зале веревки и развесил различные предметы, так что не понимаешь, выставка картин ли это или тотальная инсталляция.

На этом фоне работа Дмитрия Жиляева выглядит весьма скромно и неубедительно: у окна разместилась его небольшая абстрактная скульптура из дерева – строгая, геометрическая, треугольная в разрезе конструкция из реек, напоминающая позвоночник.

Собственно, вся выставка идеально подошла бы немецкой галерее конца 1960-х годов. Живопись в стиле «новых диких», минималистская скульптура – все это было популярно тогда и к сегодняшней ситуации имеет отношение весьма косвенное. Но всё же удивляет, как быстро и качественно дебютанты Музея модерна взяли такую эстетическую высоту. Можно сказать, без запинки.

Однако стоило бы пожурить куратора, который, заигрывая с самарским контекстом, дал выставке глупое псевдообэриутское название «Поиск коровы».

 

 

Сергей Баландин