26 февраля в Самарском художественном музее открылась выставка знаменитого российского скульптора-модерниста Степана Эрьзи. В названии выставки «Степан Эрьзя – скульптор мира» отразилось своеобразие его работ. С одной стороны художник, взявший в качестве псевдонима название своего этноса и тем вписавший его в мировую культуру, исследует человека как этнический тип, с другой стороны, как интернационалист, живший и работавший в странах по всему миру, он исследовал человека вообще, восхищаясь пластикой человеческого тела и сложностью его характера. Точёное изящество антропных линий в работах художника пробивается через буйство и хаос природных материалов – дерева и камня.

 

Открытие выставки – это всегда самостоятельное событие, дополняющее экспозицию и рассказывающее больше о посетителях, чем о выставленных работах. Открытие выставки Степана Эрьзи стало событием ещё и политическим. Дело в том, что его произведения, сделанные из таких капризных и хрупких материалов как дерево и мрамор, стараются не вывозить из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств, поскольку боятся навредить скульптурам.  Но для Самарской области сделали исключение, чему способствовал лично Николай Меркушкин, которого и самого ждали на открытии. Однако губернатор не смог представить самарской публике главную гордость Республики Мордовии, зато в этот день он спел с Иосифом Кобзоном на сцене Самарской филармонии. Журналисты тут же сделали отсутствие Николая Ивановича предметом шуток, расценив это чуть ли ни как политический демарш, согласно которому Иосиф Кобзон оказался губернатору ближе Степана Эрьзи.

Отсутствие губернатора восполняли прочие высокопоставленные чиновники, как самарские, так и мордовские. Открыли выставку заместитель министра культуры Самарской области Ирина Калягина и заместитель министра культуры Республики Мордовия Вячеслав Цилин. После чего чиновники сбились в кучу и, видимо, чувствовали себя не вполне комфортно среди такого количества произведений искусства и свободно расхаживающих людей.

Модернистски сложные, изящные работы Эрьзи были презентованы под раскатистое пение хора накрашенных женщин в национальных костюмах – организаторы не могли презентовать настоящее национальное достояние без фольклорно-самодеятельного пафоса. Посетители выставки тут же начали фотографироваться с ряжеными на телефоны. Впрочем, также на телефон посетители фотографировались и с экспозицией.

Специально к открытию самарской выставки Мордовский музей подготовил каталог представленных скульптур, сопровождённый биографической и художественной справкой  о жизни и творчестве Эрьзи. Составители каталога отмечают оригинальный стиль художника, соединяющий элементы импрессионизма, экспрессионизма, синтетического реализма с национальными традициями мордовского искусства, стилизацией и гротеском.

Особое своеобразие художника проявляется в его отношении с материалом – деревом и камнем, «его тела и лица словно пытаются высвободиться из бесформенной массы материала». Основным мотивом творчества стало для Эрзи изящество и пластика женского тела. Как отмечено в каталоге, две трети произведений скульптора - женские воплощения: праматерь Ева, языческие богини, актрисы, балерины, подруги и натурщицы, русские и мордовские девушки, француженки, аргентинки, парагвайки.

Центром самарской экспозиции стала скульптура «Танец» («Балерина», 1930), созданная в «Аргентинский период» творчества мастера из его любимого материала - дерева кебрачо. В этой работе, отмечают составители каталога, «неистовый порыв, артистически-отточенное движение и природная пластика молодого тела».

Выставка продлится до 31 марта. Её открытие было многолюдным и шумным – задорно пел национальный хор, хаотично и спешно двигались посетители, которым, пробежавшись по экспозиции, ещё нужно было успеть на предпремьерный показ фильма «Трудно быть богом». Вопреки этой суматохе неотразимо «звучало» лишь напряжённое изящество скульптур, на которые, без спешки и тусовочной возни, непременно стоит посмотреть.

Елена Вавина