Экспозиция Роджера Баллена в Самарском художественном музее
В Самарском областном художественном музее продолжает свою работу выставка фотографий Роджера Баллена — сюрреалиста и мастера «документального вымысла». Экспозиция «Комната теней» включает в себя 57 фотографий из серий «Окраина (2001), «Комната теней (2005), «Вне города, «Ночлежка (2009), «Деревни и «Приют (2010). Фотовыставка продлится до 7 октября.
Баллен родился в 1950 году в Нью-Йорке, но вот уже более 30 лет живёт и фотографирует в Йоханенсбурге. Закончив в 1972 году Калифорнийский университет в Беркли, геолог Роджер Баллен отправился в Южную Африку в поисках месторождений золота. Но вместо золотых копий отыскал там свой стиль, который впоследствии назвал «документальным вымыслом» (documentary fiction). Сейчас фотографии Роджера Баллена входят в коллекции ряда крупнейших мировых музеев современного искусства: МОМА (Нью-Йорк), Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон) и многих других.
Перед началом экспозиции каждый посетитель может послушать самого Роджера Баллена – запись его выступления крутится на телевизоре, который установлен на входе в зал на нулевом этаже музея.
Баллен, принципиально работающий в стилистике чёрно-белый фотографии, снимает южноафриканские трущобы: маргиналов, бомжей, убийц, живодёров. Изображаемый им мир одновременно пугающе реален и абсурден. Самарская экспозиция фотографа начинается с цикла «Окраина». Окраина - это не только негритянское гетто времён апартеида, но и, как говорит сам Баллен, «некая реальность, которую я называю окраиной». Выходя за пределы социальной проблематики, фотограф обращается к более глубоким пластам: к мифам, фетишам, бессознательному. Циклы «Окраина» и «Комната теней» напоминают мучительный ночной кошмар. Из темноты на тебя наступают уродливые люди, животные, маски. Лица и фигуры людей, запечатленных на снимках, будто вылеплены чьей-то неумелой рукой: оттопыренные уши, огромный нос, глубоко посаженные глаза, изломанные позы. Это выморочный мир, лишенный координат. Время в нём похоже на стоячую воду. Мороки подсознания, сны и действительность сливаются воедино. Одна из самых выразительных и программынх фотографий этого цикла «Дресси и Кейси. Близнецы» (1993). Два похожих до неразличимости человека стоят у белой стены. Оба напряженно вглядываются вперёд, один скрестил руки на груди. Грубые черты лица, выпяченные губы, оттопыренные уши, близко посаженные глаза, нитки слюны, тянущиеся изо ртов. Близнецы в белых рубашках, у одного она чистая, у второго в грязных разводах. Всматриваясь, постепенно начинаешь понимать, что близнецы напоминают двух мясников, устало привалившихся к стене после расправы. Или ещё одно фото – «Ловец кошек» (1998). Человек, держащий за шкирку полосатого кота явно доволен, он улыбается, при этом я знаю со слов самого Баллена, что совсем скоро этот человек отнесёт кота на скотобойню.
Мир, запечатленный Роджером Балленом, напоминает «Уродов» американского кинорежиссёра Тода Броунинга. Это цирк, наполненный неполноценными людьми, фантасмагория физического и душевного уродства. Баллен предлагает пройти длительный путь через отвращение к катарсису. Отвратительное у Баллена одновременно и созидает, и разрушает, оставляя зрителя наедине с созданными монстрами и заставляя принять их. «Пафос - это внутренняя боль, внутреннее страдание», - считает Баллен. И чтобы понять чужое страдание, его нужно пережить.
Цикл «Комната теней» снимался в трехэтажном доме с длинными коридорами, в которые выходили двери множества маленьких комнат. Заходя в них, зритель сталкивается с призраками собственного подсознания. Роджер Баллен так описывает процесс съёмок: «Я снимал там несколько лет, фотографировал жителей дома. Изначально это было здание рудоуправления. Крыша здания в сезон дождей протекала. Повсюду животные, на первом этаже подвала держали уток и гусей. Электричество отключено. Люди всё время приходили и уходили. Кто-то оставался подольше, кто-то приходил только переночевать. Бывало, что у меня получался хороший кадр с каким-то человеком, а на другой день его уже не было. Я видел человека всего раз, на фотографию ушло 5 минут. Через три-четыре недели после того, как я сделал этот кадр, я обнаружил этого человека мёртвым прямо там, где сфотографировал его».
В «Комнате теней» Баллен окончательно отказывается от документалистики и социальной проблематики. Главную роль начинают занимать предмет, форма и знак. «Формы наполняют кадр смыслом», - считает Баллен, уделяющий большое внимание геометрии кадра. Огромный комок проволоки, нависающий над человеком, пустое пальто на фоне испещренной странными знаками и рисунками стены, держащее в рукаве птицу, собаки в аквариумах, скрещенные руки, над которыми расположено схематично изображенное лицо... Детали, существующие сами по себе, складываются в единую картину. Здесь люди живут вместе с животными, свиньями, кошками, собаками, птицами, чучелами.
Баллен, подобно чешскому режиссёру, скульптору и художнику Яну Шванкмаеру, апеллирует к тотемным мифам, создавая свои фетиши путем сочетания человеческого и животного, превращая страх в элемент мифа и, соответственно, поклонения. Фотограф конструирует новые «существа», то находящиеся на границе между человеческим и животным, то полностью сливающиеся в одно антропоморфное существо.
«Настоящее - это очень трудное слово. Что такое реальность? Я ничего не знаю о ней», - утверждает Баллен. Его реальность пластична, она уже не является только отражением окружающей действительности. Здесь находится место всей человеческой культуре: от архаичных верований и культов до пыточных лабиринтов психоанализа. И человек в такой реальности воспринимается только как часть предлагаемого культурного кода.
Балленовскую «Комнату теней» можно воспринимать и как своеобразную трактовку «Мифа о пещере» Платона. Реальность, которую ты пытаешься познать с помощью органов чувств - это всего лишь иллюзия. Всё, что возможно увидеть - это только тени, которые отбрасывают люди и предметы на стены пещеры. Люди заключены в эту комнату, они не могут встать и выйти из неё, вынужденные довольствоваться только отражениями.
Каким бы не был мир Роджера Баллена, он возвращает человека к себе, заставляет вглядеться не только в игру теней на стене. Вскрывая то глубинное, что есть в человеке, Баллен оставляет его обнаженным и удивленным своей наготой. То, что ты видишь внутри себя, будь то боль, отвращение, смерть — это и есть ты сам. Но, по Баллену, очнуться от такого сна невозможно, можно только впасть в летаргию.
Мария Осина
Комментарии (0)
Оставить комментарий