Самарский театральный сезон 2012/2013 вряд ли добавил реально сильных красок к мифу о нашем «театральном городе». Не было ни громких побед, ни оглушительных провалов, ни спорных экспериментов, ни затухающей в городе волны студийного творчества. Ни «Золотых масок», ни душещипательных гримас. К сожалению, в центре театрального бытия и противоречивого театрального быта оказались горькие и невосполнимые человеческие трагедии. Перед началом сезона в июле 2012 года не стало заслуженного артиста России Александра Амелина, а в июле 2013 года ушёл из жизни главный герой куйбышевской драмы второй половины ХХ века Пётр Львович Монастырский.

Отшумел ещё один театральный сезон – событие уже привычное и не очень примечательное для Самары.  Ведь чего только не видела самарская публика за уже более чем 150-летнюю историю самарской театральной жизни. Начиная от первой труппы Стрелкова, которая со временем переросла в Самарский театр драмы, и заканчивая современными полутеатральными-полуэксперементальными проектами, которые растут, как грибы после дождя, в периоды студенческих каникул и также быстро угасают. Однако премьеры по-прежнему собирают полные залы, а билеты бывают распроданы уже за месяц до самого представления.

Когда-то театр Юного зрителя, а затем прогремевший при Адольфе Шапиро на всю страну СамАрт минувший сезон вряд ли может считать для себя этапным, хотя и в нём были любопытные, но не «стратегические» работы - музыкальная фантазия «Опять цветёт акация» в постановке Нины Чусовой и водевиль «Ханума».

«Ханума» - это довольно сочная и изящная история с грузинским колоритом. Уже немногие зрители помнят знаменитую постановку БДТ, которая много лет шла в телевизионной версии, и поэтому были готовы к непосредственному восприятию «сам-артовского» детища. Спектакль во многом удался благодаря тому, что режиссёр Георгий Цхвирава точно знал, чего хотел от артистов в воссоздании национального колорита: здесь с небольшой долей театральной условности и доброй иронии гармонично всё – грузинские песни, стилизованные под грузинские танцы и, конечно, выразительные остроумные костюмы. Всё это создаёт очень приятное впечатление, однако единственное, что во многом снижает эффект, производимый этим представлением, - сама сцена. Размер «камерной» сцены настолько мал, что в наиболее эмоциональных моментах было заметно, как актёрам не хватает пространства для того, чтобы разыграться вовсю.

Для академического театра драмы имени Горького сезон прошёл довольно невыразительно, если не считать премьеру "Леди Макбет" в режиссуре литовца Альгирдаса Латенаса. Её можно занести в разряд редких исключений и признать пусть и не самой значительной, но художественной удачей.

 «Бледность» сезона в целом не удивительна – в этом году театр был поглощён своими внутренними и весьма болезненными проблемами - нужно было оправиться от смерти ведущего актёра Александра Амелина, болезни другого лидера труппы Олега Белова и травмы Виталия Жигалина. Кроме того, театр был вовлечён в административную реформу – областное министерство представило театральному коллективу новый устав, реорганизующий систему управления. Теперь руководство театром переходит к генеральному директору, а обязанности художественного руководителя будет выполнять другой человек. Пока  вакансия ещё открыта, и неизвестно, кто будет приглашён на этот пост. А учитывая весьма непростые, латентно конфликтные отношения между министром Ольгой Рыбаковой и подписавшим двухлетний контракт в качестве гендиректора Вячеславом Гвоздковым, вектор развития упрямо отбивающегося от критики театра, который периодически обвиняют в «эстетической коммерции» и «тестостероне» (так называется «скандальный» спектакль театра), может измениться весьма радикально.

Но для актёров по-прежнему главным остаётся то, что происходит на театральной кухне, а не в министерских стенах. Вот какой взгляд изнутри «имеет» актёр театра драмы Денис Евневич: «Прошедший сезон был невероятно сложным!.. По причине того, что ушел из жизни Александр Амелин, болен Олег Белов, травмирован Виталий Жигалин... И по большому счету, театр выруливал из этой практически безвыходной ситуации...  Были восстановлены несколько спектаклей, а также выпущено несколько премьер... Началась работа над новыми спектаклями, которыми, надеюсь, мы порадуем зрителей в следующем сезоне... В театре после печальных событий  налаживается атмосфера».

 А уже после закрытия сезона в театр на короткие часы прощания впервые с 1995 года вернулся тот, кто при всех своих неоднозначных и неординарных достоинствах и недостатках и сотворил настоящий феномен куйбышевской драмы. Пётр Львович Монастырский, фактически изгнанный из театра, которым он руководил почти полвека и который прославил на весь Советский Союз, умер, совсем чуть-чуть не дожив до 98 лет.

 О современных театральных вкусах самарцев  можно говорить долго. Особенно это касается интереса публики к театру оперы и балета. Открытый после пышной реконструкции в  2010 году, театр всё ещё привлекает своим обновлённым интерьером, поскольку далеко не все самарцы  успели оценить дорогостоящие архитектурно-интерьерные «новшества». Среди неискушенных любителей классического искусства стало модно фотографироваться на фоне колонн в фойе театра, а затем выложить фотографии в социальную сеть с подписью «Это я на такой-то премьере в обновлённом оперном». Можно сказать, что самарская публика разделилась на две категории – тех, кто ходит в театр смотреть оперные и балетные постановки, и тех, кто ходит в театр «на людей посмотреть и себя показать».

Главным событием сезона для самарской оперы стал фестиваль оперного искусства «Два века с Верди», приуроченный к двухсотлетию со дня рождения великого итальянского композитора. В рамках фестиваля театр представил целый ряд опер и оперетт: «Травиату», «Риголетто», «Трубадура», и, конечно же, премьерную «Аиду». Отдельно стоит отметить исполнителей главных ролей в «Аиде» - солистов московского театра «Новая Опера» Михаила Губского (Радамес), заявившего о себе в качестве большого певца ещё будучи артистом самарской оперы, и Анастасии Бибичевой (Амнерис), а также собственных солистов - Ирины Крикуновой (Аида) и Георгия Цветкова (Амонасро). А главным виновником, пусть и неоднозначного, но бесспорно успешного спекталя необходимо назвать петербургского режиссёра-постановщика Юрия Александрова, сделавшего «ход конём» в прямом и переносном смысле - главной «фишкой»  этого представления стал выход живого коня на сцену.

Обязательно стоит отметить и ещё одну неординарную и знаковую премьеру самарской оперы – «Бориса Годунова» в постановке Нины Чусовой с Михаилом Гужовым и Михаилом Губским в главных партиях.

Помимо официальных и хорошо известных каждому жителю города «исторических театров», не первый год пытаются бороться за своего зрителя муниципальные театры «Самарская Площадь» и «Камерная сцена».  Но и для них этот сезон не стал этапным и принципиальным. В числе достижений хлебнувшего «перестроечной славы» театра «Самарская площадь» в минувшем сезоне можно назвать разве что участие коллектива в фестивале русской культуры в Штутгарте и гастроли в Чехии.

Ольга Тюрина