В последнее время все словно сговорились – разговор, о чем бы он ни шел, все равно свернет к театру драмы: «Что там, как? А правда ли, что?..». Даже самым далеким от театра самарцам отчего-то так и хочется поговорить о драме в нашей драме.

Поздравляя в июле Петра Львовича Монастырского с девяносто седьмым днем рождения, я спросил мэтра, следит ли он за жизнью любимого театра. «Слежу, – ответил он. – Это другой театр». С болью в тот день говорил мне Петр Львович о болезнях Олега Белова и Саши Амелина

Через два дня Александр Амелин умер. Я был за городом на съемках и не смог проводить его в последний путь. Честно сказать, даже если бы я и был в Самаре, на панихиду бы не пошел. Для меня Саша жив. Я хочу помнить его живым. Об этом и снимаю сейчас посвященный ему фильм. Вот и Петр Львович, позвонивший мне в день похорон Амелина, сказал о том же самом: «Хочу помнить его живым. Дай Бог, чтобы выжил театр!»…

Имеет ли смысл в очередной раз сравнивать театр Петра Монастырского с театром Вячеслава Гвоздкова? У Монастырского играли Бурэ, Шебуев и Чекмасова, Николай и Нина Засухины, отец и сын Демичи, Радолицкая, Михеев, Ершова, Лазарев, Боголюбова. В его театре заявили о себе Сергей Надеждин, Олег Школьник, Семен Стругачев, Елена ХаритоноваСергей Кагаков, Ольга Шебуева. А разве не стала частью самарской истории театральная музыка Марка Левянта?

Дистанция во времени дает нам возможность говорить об эстетике театра Монастырского, оценивая как классику, реализм и психологизм его постановок (от «Ричарда Третьего» до «Зыковых», «Усвятских шлемоносцев», «Золотой кареты»), так и музыкальные спектакли («Проделки Ханумы», «Левша» и «Левша-92», «Эффект Редькина»). Список перечисленных спектаклей, как и вышеупомянутых артистов, разумеется, не полон. Театр под руководством Петра Монастырского существовал в другой стране, в иных экономических, социальных и идеологических условиях, где строго регламентировалось количество премьер (западная и русская классика, современная советская и зарубежная пьесы, сказка для детей, спектакль к юбилейной дате).

Вячеслав Гвоздков возглавил Самарскую Драму на переломе эпох. И тут с эстетикой и цельностью творческого направления пока что не все ясно. «О мышах и людях», «Полковник Птица», «Униженные и оскорбленные», «Академия смеха», «Старосветские помещики» явно проигрывают в количественном отношении прочим кассовым названиям (от «Подари мне лунный свет», «Пока она умирала», «Месье Амилькара» до «Всему Шекспиру за один вечер», «№13», «Ladies’night», «Смешных денег»). Список опять же неполный. И опять же повторюсь, должно пройти время для того, чтобы мы смогли оценить сделанное Гвоздковым.

Конечно, времена не выбирают. Жизнь меняется. Изменяемся и мы. Меняется театр, его место и роль в нашей жизни. Теперь в России, а не только у Гвоздкова в Самаре театр – это уже не храм и не кафедра. Провести вечер, развлечься – это да! Вместо театра-дома коммерчески успешный театр, построенный на спецпроектах. В комплектацию входят недешевый буфет и вместительная автостоянка.

Таких театров в стране все больше и больше. Стало быть, на лицо тенденция. Как сказала одна уважаемая мною дама: «Театр Петра Фоменко – это прекрасно! Но в Самаре этот театр не выжил бы и года». Конечно, тут можно спорить, если вспомнить, например, про СамАрт. Вот уж поистине – рожденный тюзом, он стал Театром с большой буквы, где есть место и событиям, и открытиям, и творческому поиску, и гастролям, и наградам. Говорю об этом не из желания лишний раз ущипнуть нашу драму. Как сказала другая дама: «В этом году я трижды плакала на спектаклях СамАрта, а в драме – что-то никак».

В драме – то война в связи со сменой художественного руководства, то жизнь во время дефолта, то курс на омоложение труппы (что, кстати сказать, необходимо и замечательно), то болезни ведущих актеров...

Самара – не просто театральный город. Самара влюблена в театр. Театралы со стажем помнят, как город прощался с Натальей Радолицкой, Верой ЕршовойНиколаем Михеевым. Никогда еще весь город не пытался спасти любимого актера от смертельно опасной болезни. К сожалению, спасти Александра Амелина не удалось. Но этот момент единения дорогого стоит… 

Третьего сентября в Доме актера на церемонии награждения театральной городской премией зрительских симпатий «Браво» заслуженный артист России Олег Белов был признан «любимым актером театрального сезона 2011-2012». Олег со сцены поблагодарил зрителей: «Это не меня отметили, это нас отметили». Понятно, что он говорил о скончавшемся 19 июля заслуженном артисте России Александре Амелине.

Что до новостей последних дней, то вопреки всем слухам областное министерство культуры еще на один год продлило контракт с художественным руководителем Академического театра драмы Вячеславом Гвоздковым. Объявлены ближайшие планы театра: «Макбет» Шекспира в постановке Альгирдаса Латенаса, «Варвары» Максима Горького в постановке Валерия Гришко, «Побег из Шоушенка» Стивена Кинга в постановке Вячеслава Гвоздкова. Идет речь о работе над «Жестокими играми» Арбузова и «Девушками из календаря» Тима Ферта.

Тем, кто не принимает театральной концепции Гвоздкова, хорошо известно, что в исполнении приглашенных им режиссеров репертуар Самарского Академического театра драмы стал пополняться повторными постановками уже идущих в других театрах спектаклях. Переносить на самарскую сцену версии успешных спектаклей, конечно же, не грешно. Хочется верить, что самарская версия «Леди Макбет» Альгирдаса Латенаса будет существенно отличаться от его же постановок этого спектакля в Литовском Молодежном театре и в Белорусском Национальном театре имени Янки Купалы. Ожидаемая в Самаре постановка «Девушек из календаря» является своеобразным «отзвуком» спектакля, поставленного Московским Независимым театральным проектом Эльшана Мамедова. Впрочем, и в антрепризе Эльшана Мамедова, и на самарской сцене который уже сезон идет с успехом и без повторов «Ladies’night»…

Сегодня, как никогда прежде, может проявить себя молодежь. Но в первую очередь руководство театра должно выстроить и воплотить в жизнь концепцию создания Театра. Не спасения и выживания, не реанимации и возрождения, а именно создания. Очевидно, что наступающий театральный сезон для нашей Драмы будет не самым простым. В августе Вячеслав Гвоздков принял мужественное решение снять с репертуара в связи со смертью Александра Амелина три спектакля – «Амадеус», «Доходное место» и «Академию смеха». Олег Белов продолжает восстанавливаться после инсульта. Хочется верить, что после возвращения Белова удастся сохранить спектакль «Лес».

Снять с репертуара три спектакля – не каждый творческий лидер и менеджер решится на такое. Посмотрите на столичный ЛЕНКОМ после потерь Караченцова и Янковского, но с сохраненными спектаклями, и комментарии будут излишними. Так же как сейчас поступает Гвоздков, было и в Московском Театре Сатиры после потерь Миронова и Папанова – и Театр Сатиры выстоял.

Сегодня за вами, Вячеслав Алексеевич, – Академический театр драмы имени Горького. В этой фразе для меня все слова одинаково важны…

Александр Игнашов, специально для Засекин.Ру