Самара, увы, но это надо признать и перестать капризно заниматься демагогией, теряет человекоподобный, культурно-исторический, европейский облик. Узорчатая прелесть «Серебряного века» облетает, как нежные и хрупкие шевелюры одуванчиков. Даже брутальная целостность конструктивизма и сталинского «классицизма» распорота и расцарапана шизофренией точечной застройки.

Ещё чуть-чуть победоносного градостроительного самодурства, ещё немного торжественного урбанистического идиотизма – и мы уже не отличим Самару от Набережных Челнов, Тольятти, Саранска, Ижевска et cetera. Старый город всё больше и больше становится похожим на нового русского чиновника-бизнесмена на пляже в антикварной цепочке с ювелирным крестом и в американских плавках. А точнее, на нового постсоветского Франкенштейна с явными признаками дебилизма и социальной запущенности на веселом и самодовольном лице.

Нет до сих пор, почти нет в Самаре сколь-нибудь адекватных, выразительных, остроумных, исторических и современных памятников и скульптур. Зловещий Куйбышев буддиский, Ильич на камне не своём…

Впрочем, с изящной руки купца, художника и архитектора Константина Головкина модерновая Самара стала родиной слонов. Головкин, в отличие от нынешних, простите за выражение, бизнесменов, был человеком любопытным и начитанным. И очень любил «короля русских поэтов» Игоря Северянина, с наслаждением цитируя вкусные, пьянящие строчки последнего: «И потрясающих утопий мы ждём, как розовых слонов»…

Что будет с головкинскими гениальными слонами, как и с его замечательной дачей, которую слоны охраняют на глазах проплывающих по Волге туристов, ведомо мало кому. Ибо заповедное, забавное и в прямом смысле художественно-культурное место, принадлежавшее еще недавно «Водоканалу» (какое дикое, дивное слово «водоканал» на фоне изощренного эстетизма Серебряного века), а ныне муниципальному предприятию «Ремжилуниверсал» (о, бедная японская мать, ещё одно чудесное слово) – находится на грани вырождения. Или – по мысли бодрых и безбашенных героев нашего времени с партийными и депутатскими значками – возрождения. А то, как же?! Коттеджный посёлок идёт на слонов, нонешние купчики покажут энтому Головкину, как дачи надо строить!..

А особняк Наймушина помните? Нет? Я вас понимаю. Блестящий, изумительный, гедонистический модернистский шедевр, редкий не только для Самары, унижен, изгажен и обижен. Дом-аристократ существует, как бомж, рядом с многоэтажными шариковыми, всё настойчивее оккупирующими исторический центр.

Но вернусь к скульптурным памятникам. Как говаривал Филипп Рот, памятники в городе – это, как стихи среди финансово-бытовых разговоров. А в городе моём всё безнадёжно грубо. Ах, Господи, прости, - в пространство бормочу. Чугунных фаллосов, гранитных душегубов, ни видеть не могу и видеть не хочу…

Впрочем, стилистически цельное советское, невменяемое безвкусие было сурово мудрым и пропагандистки понятным. Отвратительным, но понятным и объяснимым. Неуважение к эстетике, к мировой городской культуре, как к вражеской контрпропаганде, было осознанным, классовым, животным.

Нет, смешно, смешно до коликов. Смешно слышать и видеть душещипательные попытки «разрулить» ситуацию людьми малограмотными, эстетически абсолютно неразвитыми, профессионально не образованными, но очень важными и, конечно, авторитетными.

Я понимаю, что «Любовь и смерть» Максима Горького будет посильнее «Фауста» Гете. Но, как утверждал классик концептуализма Дмитрий Александрович Пригов, «выходит слесарь в зимний двор, глядит, а двор уже весенний»…

Нет, я так явственно, так ощутимо, так осязаемо вижу эти одухотворенные, счастливые лица. Поблёскивают стекла и оправы очков, помигивают экраны айфонов и мониторы компьютеров. За окном красотища: облака над Волгой гуляют, Русь, Россия, вставай, брат, с колен, распрямляй плечи, это наша с тобою земля, это наша с тобой биография»…

Вы знаете, я даже не хочу сомневаться в искренности и благородстве этих оригинальных намерений. Этой жажды оставить после себя своим согражданам, горожанам красоту, уют, «клевые и прикольные» проекты.

«А чо, счас мода такая. Для патриотизму токаря времен тыла героического ставим, а для туристической привлекательности и пиара Деточкина и Сухова. Прикольно, брат! Молодцы ж мы»…

Повторюсь, я не собираюсь ставить под сомнение чистосердечность помыслов и решений, к примеру, мэра Самары Дмитрия Азарова, депутата Государственной думы Александра Хинштейна и председателя думы городской Александра Фетисова. Может быть, на заседании оргкомитета «Культурная Самара» были и другие культурные люди. Но об этом пресс-релиз мэрии умалчивает, возлагая всю ответственность за смелые культурные инициативы на трех вышеперечисленных персон.

И очень уважая узкопрофессиональные способности и достижения каждого из этой троицы, я всё-таки не могу удержаться от восклицаний. Господа, вы откуда взялись, вы кто такие, чтобы всерьёз рассуждать о современной скульптуре, о градостроительной эстетике, об искусстве объемов, о культурно-художественной и исторической органике? Насколько же нужно быть контуженными, чтобы брать на себя решения подобных вопросов в городе, где очень немного, но всё-таки есть и специалисты, и скульпторы, и культурологи, и архитекторы?..

Милый Александр Хинштейн, с какого, извините, перепуга, вы нам рассказываете, как мы будем рады памятнику Юрию Деточкину к 85-летию Эльдара Рязанова?!

Дорогие мои, Азаров и Фетисов, открою вам страшную тайну: и при строительстве городов, и при их реконструкции, и при формировании культурно-исторической, знаковой и символической ткани города сначала должна быть концепция, целостная градостроительно-эстетическая и культурно-историческая система. Стиль, в конце концов.

Мэры и пэры, что вас так потрясло в детстве или совсем недавно? Юрий Никулин в человеческий рост в Москве или Трус, Бывалый и Балбес в Перми? Мне кажется, второе. И вы, похохатывая от собственной талантливости во всех областях человеческого познания, подхватили идею увековечить в Самаре Деточкина, Сухова, а параллельно «маленького токаря» на Аллее трудовой Славы.

Вероятно, что Самара – город придуманный, мифологический, бессознательный, людей сюда свозили и ссылали, а посему его культура и история фиктивна. Тогда давайте больше Деточкиных рядом с Лениными и Куйбышевыми ставить. Но, если Засекин, Головкин, Вакано, Пиня, Артем Веселый – всё-таки персонажи исторические и биографические для Самары, то почему бы не ими очеловечить идиотическое пространство нашего единственного города?

Господа, большие ученые, я ко всем троим обращаюсь, все названные мной имена-скульптуры могут быть и очень обаятельными, ироничными, домашними, соизмеримыми с человеческим ростом, то есть тактильными для горожан и гостей города.

А Деточкин – это что-то клиническое у ваших советчиков. Почему Деточкин? А не старик-разбойник около художественного музея? А я бы вам предложил памятник самому Рязанову, как дедушке Крылову, а вокруг него рассадить и расставить «любимых народом персонажей» (от Деточкина до Барбары Брыльской).

Красноармеец Сухов «горячее» будет. Сценарист Ежов родился в Самаре, Сухов Саиду про неблизкий путь до Самары рассказывал. Однако, товарищи, то, что изображено на вашей фотографии – это не заливная рыба, то есть это не Сухов. Это трэш, лубок и дрянь какая-то. Чапаев с гитарой…

И почему бы отца Федора из «Двенадцати стульев» не поставить где-нибудь во дворе городской Думы. Свечной заводик есть составная часть по развитию малого и среднего бизнеса. И весело. И смешно. И радостно. И такая гордость за родную нашу любимую Самару, в которую, чтобы увидеться с Деточкиным, потянуться журналисты, туристы, культуристы, садомазохисты…

Разорванное, эстетически противоречивое сознание с культурными провалами и историческими дефектами философ Делёз называл шизофазией. Он не имел в виду никакой болезни. Шизофазия – не болезнь, а основа для постмодернистского текста, обессмысливающего в игровой форме все устойчивые представления о реальной культуре и истории.

Но Азаров, Хинштейн, Фетисов – не постмодернисты. А кто? Не постмодернисты. А кто, кто же? Они – отцы города, делающие нашу жизнь добрее и красивее. А то, что не мешало бы свои исключительно новаторские и потрясающе архаические одновременно замыслы дать проанализировать независимым и не только самарским экспертам, а потом на всякий случай провести общегородской референдум, никто им не сказал…

Опять я закашлялся от смеха. Не переживайте, всё уже. Уже точно Самару, как сказали три знатока, в 2012 году украсят три скульптуры. Деточкин (интересно, это будет двойник Смоктуновского, угоняющий у коррупционера-чиновника автомобиль, или кто?), Сухов и теннисная ракетка.

Как, вы не знали, что 100 лет назад в Самаре появилась первая теннисная ракетка? Ну, турнир первый был? Не знали? А я знал. Но даже не предполагал, что памятник теннисной ракетке появится в Самаре раньше, чем памятник Вакано, Гроту, Головкину, Пине.

Хочется петь. Лично мне хочется петь. Хочется сойти с ума. Хочется увидеть небо в алмазах. Ибо трезво всё это воспринимать, простите великодушно, невыносимо. И Хинштейн с нами!..
Кстати, почему бы не подвесить над городом памятник Карлсону. Самара будет первым городом в мире с подвешенным над собой памятником. Пиар будет невероятный. И основания есть. Шведы не раз в Самаре бывали. Посольство шведское в Куйбышеве размещалось. Но самое главное, на Карлсона просто невероятно, просто, как две капли воды, похож депутат Александр Хинштейн…

Сергей Лейбград

P.S. Засекин.Ру решил узнать компетентную реакцию на «информационное сообщение Управления информации и аналитики администрации г.о.Самары» о заседании оргкомитета «Культурная Самара» известных общественных деятелей и деятелей культуры, неоднократно выступавших в региональной прессе в качестве экспертов по вопросам культуры и истории.

 

АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН:

«Самара должна стать городом, где памятники, что называется, живут рядом с нами»

(Депутат Государственной думы от Самарской области)

- Хочу особенно отметить, что предварительное согласие Эльдара Александровича Рязанова на участие в торжествах, связанных с возведением памятника Юрию Деточкину, уже получено. Мы уже выходим на обсуждение планов 2013 года. Взятый темп необходимо не только не снижать, а, наоборот, наращивать. Мы должны сделать всё, чтобы Самара действительно стала городом, где памятники, что называется, живут рядом с нами.


МИХАИЛ КУПЕРБЕРГ: 

«Мы живём в абсурде»

(Президент киноклуба «Ракурс»)

- Как Вы оцениваете выбранные для увековечения кандидатуры?

- Памятник, посвящённый людям, которые здесь трудились в годы войны — это закономерно, и речь не только о детях. Другой вопрос — талант скульптора. Целесообразность и качество. А вот памятник к столетию теннисного турнира — это абсурд. Дмитрий Игоревич велик! Во всех своих проявлениях... Одна фраза, живём в абсурд. Вот и все мои комментарии на ближайшие годы, пока господин Путин у власти.

- А как вам Деточкин и Сухов?

- Помню, года три-четыре назад велось обсуждение памятника герою фильма Данелия «Мимино». Серьёзные люди сидели, обсуждали. Но дальше обсуждения Мимино не ушёл. Мы тогда склонялись к позиции «а почему бы и нет?» Но памятники Сухову, Деточкину и прочим должны быть в малых формах, в человеческий рост. И поставить их, например, стоит на безликой совершенно азаровской набережной или на нашем «арбате», Лиманскому посвящённом, тоже безликому. Как памятник Никулину возле цирка на Цветном бульваре в Москве. Стоит Юрий Никулин. К нему можно подойти, его можно обнять, поздороваться. Он, как человек, сделан. Такие деточкины и суховы могут быть к месту.


ВАГАН КАРКАРЬЯН:

«Деточкин, конечно, мог бы и подождать...»

(Заслуженный архитектор России)

- Памятники — это украшение города. Я за то, чтобы их было больше. Но, я думаю, что у нас есть потребность в памятниках более важных, чем названные. Например, в Самаре нет памятников основателю Самары Григорию Осиповичу Засекину, Алексею Толстому, Григорию Аксакову и многим другим. Не знаю, чем Сухов лучше, например, Николая Симонова. Да и Деточкин, конечно, мог бы и подождать...

Набор вообще какой-то искусственный. Не говоря уже о памятнике столетию теннисного турнира. Какой теннис мог быть в то время в Самаре? Кто там играл, два человека - Фон Вакано с другом?..


ДМИТРИЙ АЗАРОВ:

«Пора уделить Аллее должное внимание»

(Глава города Самара)

- Я бы особенно отметил значимость приведения в порядок Аллеи трудовой славы, соединяющей парки имени 50 лет Октября и «Молодежный». Я очень рад, что этот объект попал на рассмотрение нашего оргкомитета. Пора уделить Аллее должное внимание, которым она была обделена. Но сначала нужно провести инвентаризацию. Я также предложил бы предприятиям, которые создавали Аллею, поучаствовать в ее восстановлении. Нам необходимо сохранять традиции, заложенные в предыдущие десятилетия.

В перспективе на Аллее должна появиться композиция «Маленький токарь», посвященная детям, которые в годы Великой Отечественной войны работали в тыловом Куйбышеве. Я поручил инициатору этого проекта – МП «Самарская газета» - в начале осени провести публичное обсуждение и к октябрю представить эскизы этого памятника.

 

МИХАИЛ МАТВЕЕВ:

«Если бы я был мэром города, у меня приоритеты были бы такие: сначала памятник Засекину, а потом всё остальное»

(Депутат Самарской губернской думы)

- Новые памятники украсят Самару?

- В Самаре, конечно, существует серьёзный недостаток городской скульптуры. Не монументальных памятников, связанных с какими-то историческими событиями, а именно не хватает человеческой скульптуры, такой, какая во всём мире украшает города. Больше памятников хороших и разных!

- Как Вы оцениваете выбранные для увековечения кандидатуры?

- Инициатива по созданию памятника красноармейцу Сухову принадлежит мне, как известно. Я выступил с ней ещё в 2004 году. В своё время об этом достаточно много писали. Но потом её подхватили другие люди. Я не жалею. Считаю, что это оправдано. Автор сценария о похождениях Сухова Валентин Ежов родом из Самары. В сценарии фильма «Белое солнце пустыни» говорится, что Сухов родился под Самарой. Это правильная привязка. Деточкин, понятно, жил не в Самаре. На мой взгляд, неоправданно делать памятники каким-то персонажам, которые однозначно не связаны с Самарой. Ну, а «Токарь» что? Уже существует на улице Осипенко памятник малолетним труженикам тыла, и тему, по-моему, он вполне раскрывает. Не умаляю роль тружеников, не выступаю против строительства такого памятника, но, напомню, существует масса других вопросов, которые так и не решены. Например, ещё к 150-летию Самарской губернии, больше десяти лет назад принималось решение о строительстве памятника Григорию Осиповичу Засекину, основателю города Самары. Даже на Красноармейском спуске лежит плита, гласящая, что памятник на ней непременно будет. Но памятника нет. Я бы посоветовал отцам города, прежде чем начинать строить памятники деточкиным, огурцам и теннисным ракеткам, для начала хотя бы отдать дань уважения человеку, который основал город. Если бы я был мэром города, у меня приоритеты были бы такие: сначала памятник Засекину, а потом всё остальное.

 

СЕРГЕЙ АРСЕНТЬЕВ:

«Самарцам увековечивать нужно тех людей, которые в Самаре жили и работали. То есть тех, кто важен для города»

(Депутат самарской городской думы)

- Как Вы оцениваете кандидатуры, выбранные для увековечения?

- Детям - труженикам тыла памятник у нас есть, но второй, конечно, не помешает. А вот к Деточкину и Сухову я отношусь с большим сомнением.

- Почему?

- Потому что считаю, что самарцам увековечивать нужно тех людей, которые в Самаре жили и работали. Тех, кто важен для города. Было бы неплохо, например, иметь скульптуру Алабина или Засекина.

- А про 100-летие первого теннисного турнира слышали что-нибудь?

- Нет.