Правила застройки и землепользования состоят из двух частей: текстовой и графической – Карты правового зонирования. В целом проект новой Карты правового зонирования лучше, чем действующая Карта. Однако и по этому проекту мы столкнулись с десятком попыток перевести зеленые зоны в категории, допускающие их вырубку и застройку. В частности, это территории Самарского Заречья в районе реки Татьянка, сразу несколько участков в 7, 8 и 11 кварталах бывшего Пригородного лесничества, которые, кстати, являются особо охраняемыми природными территориями, это и ряд реликтовых дубовых рощ в районах улиц Солнечной и Демократической и другие участки. Часть из них также планируется перевести в зону застройки.

Гораздо меньше внимания уделяется текстовой части проекта Правил. И совершенно напрасно, так как там собираются расширить список видов деятельности, допустимых на рекреационных территориях, разрешив там, например, строительство (опять строительство!) спортивных сооружений. Но ведь парку, часть которого вырубают,  все равно,  для каких целей это делается! Его экологическая ёмкость всё равно снизится или будет уничтожена полностью!

Стоит отметить, что естественным путём, то есть сами по себе, такие изменения не происходят. За каждым из них стоят конкретные заинтересованные лица и организации, которые лоббируют такую смену для того, чтобы в ближайшем будущем воспользоваться новым правовым статусом территории и начать там масштабное строительство.

В начале этого года принятие Правил было приостановлено. Это произошло в значительной степени благодаря активной позиции жителей и общественных организаций, в том числе и нашей Зелёной Лиги, которые приняли участие не только в общественных слушаниях, но и в правовом анализе проекта, а также представили в администрацию города  пакет  аналитических материалов и предложений по оптимизации проекта Правил.

Тогда, теперь уже бывший глава города Азаров, отложил принятие и отправил проект на доработку, с учётом наших замечаний и предложений. Но, судя по нашим наблюдениям, это послужило только поводом, чтобы оттянуть время. Серьёзных изменений, направленных на удовлетворение потребностей большинства жителей города не произошло.  Естественно, каждый лоббист перевода той или иной территории в статус зоны, допускающей застройку, продолжал «работать» непосредственно и с разработчиками Правил, и с чиновниками и лоббировать выгодные для себя изменения. А по ряду участков они вообще решили не дожидаться принятия новых Правил застройки и землепользования, а двинуться путём внесения изменений в Карту по действующим правилам.

В частности, 25 августа прошли первые, а на 7 октября назначены вторые слушания по территории, непосредственно затрагивающей дубовую рощу в районе улиц Солнечной и Губанова, где планируется построить несколько 24-этажных зданий. Есть серьёзные опасения, что в результате роща будет полностью уничтожена, несмотря на то, что непосредственно проект застройки и смены правового статуса земельного участка не предполагает вырубку. Просто часть рощи, огороженная забором, уже была «втихаря» вырублена, а на её месте появилась автопарковка. Теперь они собираются строить на этой парковке.

Естественно, что и по строительным правилам, и по требованию здравого смысла нескольким многоквартирным домам потребуются парковки, детские площадки, проезды, и, неизбежно, роща будет уничтожена под эти задачи. Других-то территорий там нет! Если застройщику удастся протащить свои планы, роща, очевидно, обречена.

По недоброй самарской традиции для обеспечения планов бизнесменов активно используются привлечённые на публичные слушания «подсадные утки». Это люди, которым либо заплатили, либо с использованием административного ресурса их обязали принять участие в этих слушаниях и проголосовать за принятие проекта. Где-то  это студенты (за зачет или деньги), где-то спортсмены, если говорим о Молодёжном парке, где-то, как, например, в случае того же участка на Солнечной, погорельцы, которым, видимо, пообещали, что в этих домах им дадут жильё. Часто привлекают бюджетников, особенно работников администраций или организаций, выполняющих муниципальные или государственные заказы. То есть активно привлекаются определённые группы людей, задачи которых пересилить на голосовании людей, которые непосредственно живут в том районе, где планируется строительство. Эта технология поставлена в Самаре на поток и реализуется уже не один год.

Теперь же, в связи с уходом главы города, судьба новых Правил вообще непонятна. Очевидно, что они всё равно будут приняты. Но вот в каком виде? Кстати, очень плохо то, что по Градостроительному кодексу проект Правил не обязан проходить общественные обсуждения на каждом этапе. То есть первоначальный вариант прошёл обсуждения в начале этого года, а после так называемой его доработки  возникла правовая неопределенность – нигде явно не написано, что и последний вариант Правил должен пройти обсуждения.

Поэтому я ожидаю, что с очень большой долей вероятности Правила будут приняты без каких-либо новых обсуждений с жителями города и в виде, отражающем интересы бизнесменов  и чиновников. А жители города в очередной раз будут поставлены перед свершившимся фактом.

Чем это опасно? Во-первых, возникает серьёзная вероятность нарушения экологических прав людей, дальнейшего уничтожения зелёных насаждений, притом, что эти изменения безвозвратны, ведь невозможно восстановить уничтоженные зеленые насаждения, если территории застроены. Во-вторых, люди не имеют возможности защищать свои интересы нормальным цивилизованным путём. Если их фактически обманывают, это неизбежно приводит к утрате доверия к власти, обострению социальных противоречий, протестных настроений и ухудшению социально-психологического климата в городе. А в условиях общих изменений, которые мы наблюдаем в стране, одновременно это может послужить и определённой угрозой, стать фактором риска для гражданских активистов и жителей, которые будут защищать свои права.

Однако, есть шанс изменить и новые ПЗЗ, и этот шанс зависит от позиции того человека, который будет принимать решения в городе. Это уже не Азаров. Кто это будет – сейчас неизвестно. Одно из двух – или он всё-таки решит пойти навстречу жителям города и искать путь по выработке действительно оптимальных Правил, а любой оптимальный документ, это документ, сформированный на основе компромиссов. Либо он решит пойти накатанным путём и, используя пробелы в законодательстве, будет протаскивать тот вариант, который получился в результате лоббирования определённых бизнес-структур. Мы сейчас можем только гадать, какая будет позиция этого человека. Пока мы ещё и человека этого не знаем.

 

Сергей СИМАК, кандидат биологических наук, председатель Центрального Совета Российской Зелёной Лиги, специально для ИА «Засекин»