И чиновники разных уровней, и банкиры пытаются «сбить» волну напряжения, связанную с обозначившимся кризисом банковского сектора в Самаре и паникой среди вкладчиков. Называют происходящее «атакой» на региональные банки, «чёрным пиаром» со стороны конкурентов, «информационной войной» и так далее. PR-менеджеры этих банков рисуют картину, где региональные банки якобы устойчивы, как никогда, но отдельные «чёрные пиарщики», нанятые несознательными конкурентами, раздувают слухи, вызывающие ажиотаж среди вкладчиков, из-за чего в банке не хватает наличных. Якобы эта проблема лежит на поверхности и вообще легко решаема.

Я бы посмотрел на ситуацию с самарскими банками с другого ракурса. А именно - глазами людей, которые набрали кредитов в банках и теперь не знают, как их отдавать. Общеизвестно, что население России за последние годы оказалось очень сильно закредитованным. У нас повторяется кризис, случившийся в Соединённых Штатах Америки  в 2008 году, который произошёл во многом из-за неустойчивости бесконечной пирамиды ипотечных кредитов. То же самое сейчас происходит в России – набрано неподъёмное количество потребительских кредитов, которые ничем не обеспечены.

У нас очень навязчивый кредитный сервис и малая финансовая грамотность среди людей. Граждан отлавливают прямо в торговых центрах и предлагают оформить кредитную карту или взять что-то в кредит. Сегодня очень много обычных семей, простых людей со средним достатком, понабирали неподъёмных кредитов. И что думает человек, взявший кредит в банке, когда этот банк неожиданно лопается? Наверное, в глубине души он радуется, надеясь, что это освободит его от необходимости отдавать деньги. Люди сегодня просто не могут выплачивать кредиты, задерживают выплаты, уходят в долговые ямы. Отсюда, как мне кажется, происходит значительная часть банковской паники.

Конечно, в этой ситуации работают и мошеннические схемы, которые могли быть реализованы в банках. Дело в том, что сегодня многие кредитные организации превратились в своеобразные финансовые структуры, работающие фондами собственных менеджеров, которые легко распоряжаются средствами вкладчиков, используют их для финансирования собственных проектов. У меня есть информация по одному из трёх банков из числа тех, что сейчас испытывают проблемы и где как раз проводились подобные схемы. Те, кто предоставил мне эту информацию, называют эти схемы «мошенническими». По ним видно, что из банка выводились достаточно серьёзные суммы в качестве кредитов, на которые приобреталось имущество и предприятия, которые впоследствии оформлялись на родственников менеджеров самого банка. Где-то такие схемы могли использоваться для проведения рейдерских операций, где-то просто для обогащения определённых лиц. Конечно, это не могло не подкосить устойчивость банка и повлияло в итоге на обрушившийся кризис кредитной организации.

В целом же, на мой взгляд, корень проблем банковской системы кроется именно в огромном количеством потребительских кредитов, которые граждане не могут и не особенно хотят  возвращать. А значит, эти проблемы не решить санацией отдельных кредитных организаций. То есть банковский кризис ещё только начинается.

 

Михаил МАТВЕЕВ, депутат Самарской губернской думы, специально для ИА «Засекин»