25 октября Государственная дума в третьем и окончательном чтении приняла поправки в избирательное законодательство, меняющие схему региональных выборов. Теперь по партийным спискам будут избираться только 25% депутатов парламентов субъектов Федерации, остальные — по одномандатным округам. Это нововведение не коснётся лишь Москвы и Санкт-Петербурга, где законодательные собрания сами определят соотношение одномандатников и «списочников». Теперь закон допускает, чтобы что все 100% депутатов Мосгордумы и петербургского ЗАКСа были избраны только по одномандатным округам.
Наверное, нет в России другого закона, который менялся бы так же часто, как избирательное законодательство. У нас его меняют постоянно: причем, что главное, перед каждыми новыми выборами. Инициатором и проводником этих изменений, как правило, являются единороссы, и понятно, что всё это делается, чтобы партии власти и её сателлитам было удобнее показывать высокие результаты.
Когда в начале 2000-х годов началась реформа партийной системы, было принято совершенно драконовское партийное законодательство. Партийная система была искусственно ограничена 5-6 партиями, все прочие партии фактически уничтожались. Утвердились выборы по партийным спискам, лишь иногда допускалось 50% одномандатных округов. Даже в ряде муниципалитетов выборы стали проводить по партийной системе, что, на мой взгляд, противоречит природе муниципальных выборов в принципе. Тогда многие, в том числе и «Яблоко», критиковали этот законопроект и новую систему. Но партия власти понимала, что по одномандатным округам в Думы и законодательные собрания крупных городов могут пройти неугодные депутаты. Гораздо удобнее было контролировать выборы по партийным спискам. Считалось, что «Единая Россия» будет стабильно получать свои 70%, что-нибудь получат КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и, может быть, «Яблоку» где-то одно-два места достанется.
Но авторы этой системы не учли, как резко обрушится репутация «Единой России». Воровство, коррупция, злоупотребление правом, уничтожение независимых судов, неуважение права собственности, избирательное применение закона привели к тому, что принадлежность к «Единой России» стала отрицательным фактором для кандидатов. Протестное голосование оказалось направленным против партии власти, и людей, приходящих на выборы, этот бренд стал отвращать. Дело дошло до того, что кандидаты-единороссы стали выдвигаться как независимые кандидаты, скрывая свою принадлежность к партии. И вот теперь адепты «Единой России» продвигают идею возвращения выборов по одномандатным округам в городах, где ее репутация ниже всего – в Москве и Санкт-Петербурге.
Хочу отметить, что выборы по одномандатным округам гораздо серьезнее связаны с большими деньгами, они существенно дороже партийных, когда во всём городе, во всей стране конкурируют партийные списки, а избиратели голосуют за ту или иную идеологию. В одномандатных округах гораздо активнее применяется административный ресурс, с отдельным человеком, отдельным кандидатом гораздо легче бороться, чем с партией. И выборы по одномандатным округам часто сопровождаются «чернухой», когда человека буквально обливают грязью, когда вся предвыборная кампания отдельных кандидатов заключается в очернении любой ценой своих конкурентов. На выборах по партийным спискам «чёрные» технологии почти не имеют смысла, потому что люди голосуют не за отдельного кандидата, а за партию. Теперь всё это возвращается. Возвращается власть денег, «чёрные» технологии, усиливается административный ресурс. Вот почему «Яблоко» выступает против этих изменений.
Это противоречит самой логике политического строительства. Сначала предлагается одна политическая конструкция – партийная, и политические силы, исходя из этого, выстраивают свою деятельность. Когда ситуацию меняют в корне, возможность перестроиться остаётся лишь у тех, у кого много денег и административного ресурса, то есть у правящей партии. Плюс ко всему эти изменения противоречат принципу правовой определённости, которая является основой любого правового государства. И, наконец, это разрушает единое правовое пространство страны.
Почему Москва и Санкт-Петербург оказываются двумя субъектами Федерации, где можно избирать только по одномандатным округам, а во всех остальных субъектах сохраняются партийные списки? Это нарушает принцип равенства субъектов. Всё это может привести только к полному расшатыванию правовой и политической системы, к уничтожению единого правового поля Российской Федерации.
Александр КОБРИНСКИЙ, доктор филологических наук, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, специально для ИА «Засекин»
Комментарии (0)
Оставить комментарий