Изначально, выборы – это участие с целью повлиять. Отсюда предвыборная борьба партий и кандидатов, столкновение позиций и программ, агитация и многое другое, что обычно происходит и должно происходить на выборах. Это в идеале. 

Но если выборы похожи на симуляцию, где главное – картинка и конечная цифра, переваливающая за 90 или даже 100 процентов? Если то, что называют словом «выборы» – нечто среднее между дешевым водевилем и реализацией комплексов некоего пожилого мужчины, оказавшегося при власти? Стоит ли участвовать в массовке? Стоит ли вообще приходить на избирательный участок? Это те вопросы, которые в последние недели мне задают как юные неравнодушные студенты, так и граждане за 50, которые помнят и советские «выборы», и демократические выборы 1990-х, и «стабильность» нулевых, где итоги выборов известны заблаговременно каждому бомжу. Идти или нет? Как поступил бы ГРАЖДАНИН? (Именно так, большими буквами!)

Каждый решает сам: идти на выборы или не идти и за кого, если всё же идти, голосовать. Это, действительно, выбор каждого. Какие тут могут быть варианты?

Первый. Всем доволен, все без исключения решения власти устраивают, доверяю президенту, парламенту, губернатору и каждому его чиновнику, ничто сложившейся системе не угрожает? Могу не идти на выборы. А могу и идти, чтобы усилить поддержку. 

Второй. В бюллетене нет моего кандидата, моей партии, выборы не честные, не могу повлиять на отбор кандидатов? Не пойду! Это мой протест. Но всегда ли отказ от действий – эффективный способ протеста?

Каковы последствия нашего участия или неучастия?

Мы не идём на выборы, нам кажется, что при массовом отказе от участия в голосовании, явка будет низкой. Да, низкая явка говорит о недоверии избирателей к выборам в целом, говорит и о том, что кандидаты не соответствуют представлениям избирателей о решаемых задачах общественной жизни. Но выборы последних лет показывают, что власть научилась управлять выборами и их результатами и совсем не собирается реагировать на нашу неявку на голосование. 

У власти огромный ресурс: насильно сгонять десятки тысяч людей под разным предлогом на досрочные выборы, агитировать высшими должностными лицами за одну партию, свозить тысячи людей, срывая их с рабочих мест, на прослушивание многочасовых монотонных агитационных речей. Мы видим мощнейший информационный ресурс, задействованный властью и оплаченный из бюджета. Наше неявка на выборы власть не тревожит – у неё есть ресурс. Особенно учитывая, что порога явки на выборах давно нет. Кто пришёл, тот и выбрал.

Естественно, что рождаются мысли о бойкоте выборов, как форме протеста.

Но бойкот эффективен тогда, когда о нём можно свободно говорить, широко обсуждать, призывать, убеждать поддержать бойкот. В противном случае –этот одиночный бойкот остаётся незамеченным. Бойкот просто замалчивается. 

В случае же, когда очевидно, что выборы будут с предсказуемым для власти результатом, а этот результат власть получать научилась, она  всё равно говорит от имени всех людей, всех избирателей о своей безусловной «народной поддержке». И это главное. Она говорит от имени всех и от имени тех, кто не приходил на выборы.

Подозреваю, что «молчунов» любят везде, молчание ведь знак согласия. «Молчунов» так удобно приписать себе, их даже в пенсионном фонде приписывают туда, где они нужнее, они же сами не выбрали своё место.

Известно: если кто-то не пришёл на выборы, это не значит, что он не «голосовал». Мы знаем о «круизных, карусельных» голосованиях, когда специально подготовленные люди голосуют как раз за тех, кто не приходит на выборы. 

Уже стало общим местом, что на выборах в последние годы важнее не избиратель, а те, кто считает, кто подводит итоги выборов – избирательные комиссии.

Так стоит ли позволять использовать себя? Кто приходит на выборы, тот решает, как ему выразить свой протест. Кто-то голосует исходя из принципа «за любого другого подлеца кроме этого» или «портит» бюллетень, поставив отметку во все клетки.

Именно потому и ассоциация «Голос», [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] и я, и другие зовём наблюдать за выборами. Не в интересах партий или кандидатов. Наблюдать надо за избирательными комиссиями, за соответствием действий комиссий закону РФ.

Чтобы подведение итогов выборов соответствовало волеизъявлению граждан. Чтобы результаты выборов не искажались и реально отображали голосование пришедших на выборы. Чтобы не использовались в пользу власти голоса тех, кто не пришёл на выборы.

Только участвуя, мы можем влиять и на улучшение процедур выборов, и на результаты. А если не нравятся партии и кандидаты, то не обязательно сидеть дома и таким образом дарить власти и её спойлерам свой голос. Есть варианты выразить свой протест на избирательном участке. По-граждански. 

 

Людмила Кузьмина, правозащитник, подследственная отдела по особо важным делам СК СУ РФ по Самарской области, специально для «Засекина»