Прошла неделя, как я покинул Киев. Прошла неделя... Язык довёл меня до Киева. Русский язык довёл меня до Киева. Потому что ничего больше у меня нет и не было. Случайная жизнь и русский язык. Мой восьмилетний отец с младшей сестрой и моей бабушкой успел в июле 1941 года выехать из Одессы. Моя мама бежала из Гомеля. Почти вся моя родня погибла в первые месяцы войны на Украине и в Белоруссии. Мою фамилию придумал отец, переправив на обгоревшем паспорте своей матери букву «б» в самом конце на «д». Я родился в Самаре. У меня есть только моя случайная жизнь и русский язык...
Фамилия Ходорковский звучит очень по-киевски. Ах, Оболонь, Оболонь. Улица Шоты Руставели. Крещатик. Андреевский спуск. Днепр. Колокольный звон. Жёлтые одуванчики. Синее небо. Ёлка свободы, завешанная флагами и рисунками, - рядом с портретами Шевченко и Бандеры карикатура на Януковича и белая простынка «Любим русских». И каштаны, каштаны. Цветущие каштаны. Расслабленный солнечный беззащитный город во время новой войны. И «золотые батончики» на лотках. И маленькие хрупкие люди. Почему-то мне всё время встречались маленькие люди. Как в последней прозе Сорокина. Пожилая пара на Майдане. Игрушечные кОзаки, поющие всю ночь народные украинские песни. Студенты, играющие на пианино прямо на улице около палаточного городка-музея. И тут же рядом в полуподвальном казачьем кабачке крошечные удалые рок-музыканты из группы «Свобода» поют о свободе: «И такая погода, такая погода - вздохнёшь, и свобода...». И обгоревшее здание Дома профсоюзов. И палатки с полевой кухней. И разбитый обожжённый грузовик. И националисты с гоголевскими чубами, восклицающие «Слава Україні! Героям - слава!»...
Но первым бандеровцем, которого я увидел в Киеве, был замечательный поэт и мой давний приятель Лев Рубинштейн - тоже очень маленький и приветливый...
Из России в Киев на организованный Михаилом Ходорковским [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]антивоенный конгресс «Украина - Россия: диалог» приехало 150 человек. Из Самары - девять. Спорили и вступали в диалог в основном на секции «СМИ». Я большую часть времени провёл на заседаниях секции «Культура». Ибо Лев Рубинштейн, Сергей Гандлевский, Елена Фанайлова, Игорь Иртеньев, Дмитрий Быков, Владимир Мирзоев, Людмила Улицкая [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]- это культура, это современная русская литература...
А первый разговор случился с Михаилом Ходорковским. Я кратко беседовал с ним одиннадцать лет назад в Самаре накануне его ареста. Он вспомнил или сделал вид, что вспомнил. В Киеве он был похож на героя фильма Зельдовича «Мишень», как будто радиоактивное страдание сделало его вечно молодым. Чистая русская речь, извиняющаяся улыбка, удивительная, античная стать. И боль. Боль в ярких карих детских глазах. Что мы могли сказать друг другу? Я приехал, чтобы приехать. Потому что больше я ничего не могу. Русский язык довёл меня до Киева. Я никого и ничего не представляю кроме своих слов в монологах на «Эхе Москвы в Самаре» и в стихах...
Мандельштам называл Киев самым живучим городом Украины. Киев Булгакова и Малевича...
Все участники конгресса говорили только на русском языке. При этом русские гости пытались убедить украинских собеседников, что есть язык Пушкина и язык Путина. А я сказал, что за спиной Пушкина тоже стояли свои зелёные человечки. И после 1937 года, когда весь советский народ отпраздновал столетие со дня смерти великого поэта, у нас два Пушкина и два языка Пушкина. И они всё дальше и дальше друг от друга, гораздо дальше, чем украинский и русский...
Больше всего мне отвратительны насилие и уголовно-патриотическая солидарность, превращающая моих любимых соотечественников в советско-российскую орду. Я не переношу этот монотонный задушевно тиранический стиль провокаторов и людоедов. А Украина и есть сегодня Россия, о которой мы мечтали и которой не может быть никогда. После советского уголовно-имперского угара, сжигающего все мосты и сочленения в Донбассе и на Луганщине... После Одессы...
Второй ближний Восток. Там, на разрыве советской империи, как и в нынешней коррупционной России, больше не звучит русская речь, которая звучала на нашем конгрессе. Сплошной идеологически-бытовой суржик - новая лубочная имперско-сталинская идея восторженного коллективного рабства. Казарменная провинция, уголовно-полицейская окраина, захватывает пространства, насаждая постмодернистский политический суржик, социальный и культурный суржик, псевдоэпос - язык, исключающий персонального человека, цепляющийся за бессознательное детсадовское лагерное прошлое. Социалистический сюрреализм.
Спорить и говорить с родными пропагандистами, нанятыми и добровольными, бессмысленно и невозможно. Тут же с русского языка Лермонтова и Толстого, Чехова и Мандельштама сползаешь в суржик. Послушайте, на каком языке говорят наши губернаторы, мэры, депутаты. Сплошная Безымянка, лимита, вне смыслов, лиц, городов и культуры. Сплошной краткий курс ВКП (б), надрывно разухабистый шансон и эстрадно-симфонический хор патриотической песни и пляски имени Александрова... Киев, мать твою городов русских...
У меня нет ничего кроме жизни и русского языка. Сегодня в России убивают русский язык. Русский язык европейской и мировой культуры. Самарцы вернутся в Самару. А столица Украины, город современных русских эмигрантов, будет говорить на украинском языке. Чтобы уже больше не разделять язык Пушкина и суржик Путина. И на английском...
В 1914 году началась первая мировая война. В 2014 году началась первая мировая война в 21 веке...
Украины - маленькой или большой - для постсоветских людей нет. Пусть Верка Сердючка войдёт в состав Российской Федерации, где её примут в свои суржиковские объятия Ваенги и Любэ. А я буду слушать «Океан Ельзи» и вспоминать, как я был в Киеве накануне огромной беды. Во время самодовольного и беспощадного со всех сторон ордынского суржика и «народных головорезов» . Во время проснувшегося внутри моих отставных сограждан Афгана и двух чеченских войн. Во время дембелей и их дембельской этики-эстетики... Чем больше территория управляемого произвола, тем маргинальнее и теснее жизнь... И смерть...
Но Украины, служащей великодержавному пахану, где каждый следующий обладатель паханского ярлыка такой же пахан, получающий свою долю на кормление, - больше не будет.
Язык империи мне горек и противен. Язык псевдоэпической лжи, первомайских лозунгов, кричалок, дурных цитат из расхожих фильмов и рефренов из ещё более дурных попсовых или уголовных песенок...
Возвращайся в лоно, кончилась лафа: пятая колонна, пятая графа...
Спят Берлин со Сталинградом, моджахед и шурави, чьё-то тело дышит рядом, задыхаясь от любви. Бог распят и обезврежен, через марлю свет процежен, и течёт из всех прорех из-за острова на стрежень третий Крым четвёртый рейх...
Но Киева мы нам не отдадим...
Сергей ЛЕЙБГРАД
Комментарии (12)
Сергей, спасибо! Прекрасный текст!..
«Но Киева мы нам не отдадим...»
Да.
Лейбград(б), как всегда, КГБог: удивительный текст на стыке политики и лирики, мучительной экзистенции и тотального дискурса-суржика.
О Ходорковском слишком восторженно. Разве не козёл он? Впрочем, у каждого свои впечатления.
И одного я так и не понял. То ли Киев мы прое__теряли, то ли он сам ушёл в новые украинские дебри.
Дону Румата. Вы, видимо, на волне «новой русской истории» так и не поняли, что Киев будучи РУССКИМ по сути своего зарождения и появления, никогда не имел, и дай Бог никогда не будет иметь ни географически, ни как иначе ничего общего с РОССИЙСКИМ. И не могли мы Киев потерять хотя бы потому, что мы его никогда не приобретали. РУСЬ, зарождавшаяся на киевщине, имеет мало общего с имперской РОССИЕЙ последнего века-полутора… тем более насильно возрождаемой сейчас. Время диктующих свою волю империй прошло — как бы кому-то этого ни хотелось
Стихи хорошие.
И про пседоэпос очень точно, по-моему.
Спасибо за настоящий текст.
Этот суржик и эти дембеля уже везде.
Мы уже, боюсь, это время не переживём.
Спасибо за настоящий русский язык.
+!
Это замечательная ода гибели.
Красиво и только. Даже очень красиво, а смысла нет ни в чём.
В наших юдолях есть поэты не хуже некоторых. И говорю я, конечно, о Сергее Лейбграде! Читать опусы и, позволю себе сказать так, аналитико-символические эссе указанного самарского автора приятно и интересно одновременно. Текст — это, прежде всего, головоломка. Поди разбери, чего хотел сказать тот или иной автор, но Сергей Лейбград не таков. Он облекает в сложные словесные формы мысли чёткие и ясные, как сама наша жизнь. И тут, как говорится, какова жизнь, такова и поэма.
словоохотливый поэт называет то ли всю Россию четвёртым рейхом, то ли один Крым удостаивает такого вот прозвища. Это так, изюминка (или перчинка) в последних строках рейхсканцлера поэтического пера и кинжала. Язык империй, как вы знаете, нам горек и противен. Главное, что автор без страха прогуливался по киевским улочкам, побывал на баррикадах, оценил, так сказать, обстановочку. Губа, она ж не дура, а язык сказал, что это вкусно.
Вот, что он пишет (приведу, как в тексте — без дробления по строчкам): «Спят Берлин со Сталинградом, моджахед и шурави, чьё-то тело дышит рядом, задыхаясь от любви. Бог распят и обезврежен, через марлю свет процежен, и течёт из всех прорех из-за острова на стрежень третий Крым четвёртый рейх...» Вот так-то. Поэзия, не абы что.
И каштаны, каштаны, главное — повсюду цветущие каштаны. А мне вспоминается другое: «Под раскидистым каштаном продали средь бела дня...» Вполне настроение киевского Майдана, а!