Нас не отпускает историческая травма. Точнее, нас не отпускает этот невыносимый и пошлый штамп о нашей исторической травме. Под исторической травмой подразумевается больная память, фантомная память (ещё один неперевариваемый трюизм), преследующая нас по пятам, конвоирующая каждый наш шаг, поступок, замысел, действие.
Но в том-то и дело, что мы не травмированы, каждый отдельно и все вместе, а контужены. Контузия, конечно, тоже травма. Однако в отличие от травмы как боли и памяти о боли - контузия убивает память, уничтожает, стирает, извращает.
Мы контужены. Чудовищный какофонический гул в голове, в сердце и теле никакой памятью не является. Когда этот гул, это клацанье, этот грохот затихает, образуется мерзкая, героическая пустота, которую тут же заполняют слухи, байки и мифы. И коллективное сознание начинает гордиться тем, что позорнее и стыднее позора и стыда. И, наоборот, стыдится единственно достойного уважения и любви.
Мы задавлены, мы задушены комплексами. Страхом, жадностью. Крепостничеством. Лакейством. Неверием в себя. И самое главное, предательством. Ежесекундной готовностью к предательству, которое искупается гордостью и контузией. Безумным гулом истории, где - как однажды написал Шопенгауэр - победа истина подлецов. Этой мифологической победой больших чисел над личностью и индивидуальностью, тупой мощи над дрожащим чувством собственного человеческого достоинства мы оправдываем наши предательства, наш шкурный ужас перед насилием, бедностью и забвением.
Не тварь дрожащая
Умер-погиб Борис Березовский. И какое оживление царит вокруг! Какой радостно сочувствующий, какой целомудреный румянец на физиономиях окрест!
Сразу оговорюсь. Вторую половину 1980-х и так лубочно называемые "лихие девяностые" (прямо-таки самойловские сороковые-роковые) я считаю самым лучшим, самым гуманным и самым достойным фрагментом в тысячелетней истории России. Вместе со всей гнусью, гноем, биологией и физиологией этого страшно живого и подлого времени.
У нас, и у меня лично, была возможность, перефразируя Ницше, стать теми, кто мы есть. У нас не было совести и достоинства, но у нас была свобода взрастить их в себе. Увы, главным действующим лицом российского постмодерна, возвращавшим нас в органический культурный и социальный контекст, в нашу собственную европейскую цивилизацию и уникальную экзистенцию был старик Джордж Сорос. Не опомнившиеся шестидесятники, не искалеченные диссиденты, не новообращенные демократы Ельцин и звонко-бойкая комсольско-партийная свора, а Сорос. Смешно? Конечно, смешно. Но только у него была для нас программа не моментального насыщения-обогащения-прославления-отоваривания-самоутверждения, а культурно-научного и художественно-интеллектуального Ренессанса. Безусловно, не столько сама программа, сколько провоцирование её. Но на эту провокацию мы не поддались. Славно погуляв на фестивалях, семинарах, конференциях, пополнив наши абортированные библиотеки изданиями старой и новой русской классики, мы вступили во времена пиар-проектов и прочей сурковской пропаганды с элементами Якименко и Гельмана.
После СССР, после душегубки и концлагеря труда и отдыха имени Сталина, после застойной эпохи низкого диетического Вырождения никакого Возрождения не наступало. Выродки, каковыми оказались и номенклатура, и интеллигенция, к Ренессансу не способны. После вспышки самоодухотворения и самообмана собственной воодушевлённостью (вот также и сейчас умиляются тем, "какие лица были на Болотной!") мы вступили в фазу позднего Вырождения.
И возомнивший себя не тварью дрожащей Борис Березовский, герой плутовского романа, Казанова и Калиостро в одном флаконе, математик-комбинатор с членством в КПСС, конформист, интриган и предприниматель, является колоритнейшим человеческим портретом эпохи, предшествующей окончательному Вырождению...
"Какой светильник разума угас"...
Словеса вдогонку умершему-погибшему Березовскому о том, какие крупные злодеи и деятели (богатыри, не вы!) проснулись в девяностые по сравнению с ягодично-лицевыми нынешними - это даже не лубок и трэш. Это диагноз неизлечимости. За которым распад уже неминуем.
Ах, какие были личности?! Гармонист Черномырдин с его языковой аварией. Анекдотически контуженный Макашов с его казарменной ксенофобией. Лабораторно-домашний смельчак Гайдар, проникшийся экономическим либерализмом в журнале "Коммунист". Огненноголовый с горящей в руках коробкой из-под ксерокса Чубайс. Советский демагог-юрист-преподаватель Собчак. Парализованный реформатор Явлинский. А вот ещё античные или шекспировские герои - Жириновский и Зюганов. А комсомольцы-добровольцы Потанин, Дерипаска, Ходорковский, Волошин, Сурков. Это, конечно, всё были титаны... Скажите ещё Титов и Сысуев...
Да, это были всё-таки существа, очень похожие на людей. На ярких бытовых и малокультурных типов. Но зачем же опять превращать историческую травму, историческую память в контузию? Только от того, что на смену самовлюблённым, вспыльчивым и узнаваемым выродкам 90-х естественным образом пришли мелкие ненасытные насекомые человечки? Но ведь заметьте, мы, трусы и предатели, пытаемся выстроить диалог и с нынешними - надувшимися тараканами, бегающими по государственным, губернским и муниципальным кухням власти. Светлое будущее для нас теперь не свобода слова, либеральные ценности, русская европейская культура, права человека, социальная справедливость и художественная независимость, а Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу. Вернее, объедки, которые достанутся гражданам со стола больших международных застолий с патриотическим подтекстом.
Борис Абрамович Березовский был живым человеком. Смердяковым и Бендером одновременно. Заигрывал с интеллектуальной и художественной элитой: от Кончаловского ("Курочку Рябу" профинансировал) через Ахмадуллину, Вознесенского, Битова, Иоселиани, Муратову, Эйфмана, Додина, Шнитке до рок-музыкантов. Даже Эдичке Лимонову в тюрьме помог, подарив ему на 60-летие деньги и коньяк. Премию "Триумф" учредил, радио, газеты и телеканалы наоткрывал, воюя с Гусинским и Примаковым. Никиту Михалкова окучивал. Вот даже Лунгин изобразил Бориса Абрамовича в виде секс-бомбы Машкова в фильме "Олигарх". Это нам не Хинштейн с Деточкиными и Суховыми, беседующий с выпускником бузулукского колледжа Дмитрием Азаровым и написавший книгу, в которой с государственнических позиций разоблачает демонического БАБа...
По историческим местам
Да уж. Ленин сформировал в Самаре свою революционную физиономию. А Березовский свою физиономию сформировал в Самарской губернии. Которой должен, как выяснилось при циничном холоднокровном идиоте, возглавлявшем до губернаторства тот самый АвтоВАЗ, целый миллиард рублей. Теперь Березовский нам навеки должен...
Тольятти вряд ли переименуешь. А вот посёлок Берёза рядом с аэропортом Курумоч может теперь гордо носить имя выдающегося нашего олигарха...
Помню, помню как Андрей Вознесенский восклицал "АВВА отче?!", рекламируя Автомобильный всероссийский альянс Бориса Березовского при ЛогоВАЗе...
Вот угораздило же Олега Сысуева родиться в Самаре в тот же день, когда в Лондоне через 60 лет умрёт Борис Березовский...
Режиссёру-постановщику телеканала ОРТ, движения "Единство" и операции "преемник", отцу шестерых детей и деду шести внуков было всего 67 лет. Вот ведь какая чечня...
Не стало нашего несостоявшегося Сильвио Берлускони. Жаль Путина, осиротел совсем "без убийцы и злодея". И у Романа Абрамовича тоже считай отца не стало...
Березовский - это наше всё. Как же мы помельчали. Раньше был Пушкин во всём виноват. А последние двадцать лет Березовский...
Беспорядок вещей. Кровавый больничный режим. Повестка дня в суд. Священное расписание собственности.
Отсутствие героя. Хулио Хуренито. Хулио, одним словом.
Грустно. Подумалось, если уж Березовский умер, то и я умру. Бессмертия не будет.
Теперь я ни на кого не похож. Даже на самого себя...
Сергей ЛЕЙБГРАД
Комментарии (6)
Горько и умно. Страшно. И все же не могу сказать, как всегда говорю: "Браво, Сергей" - слишком беспощадно ко всем и к себе.
Все это грустно, конечно. Бесконечный карнавал из премий, масок, псевдополитики. А не деле пустота. "Здесь лежит человек без паспорта, гусекрад Борис Абрамович Березовский. Был ли он нравственным человеком? Нет он не был нравственным человеком. Всю свою жизнь он хотел жить за счет общества. Но общество не хотело, чтобы он жил за его счет. И он этого не выдержал, потому что был очень вспыльчивым человеком. Поэтому он умер. Все"(Из монолога О.Бендера на могиле М.С. Паниковского). Насчет абсоютной ценности свободы, данной нам в 90-х - очень спорно. Свободы для кого? Для работяг, которые лишились работы на заводах и начали глушить от безделия дешевый спирт? Или для крестьян которых выгнали из колхозов в свободный рынок и одновременно изгнали из свободного рынка те, кто завалил страну дешевым и несъедобным продовольствием? Или для огромного числа людей из интеллигенции - не той, что причмокивала на презентациях за даровую водяру и икру, и получала "Триумфы", не зная что это бабло вытащено из карманов работяг в Тольятти, которым месяцами тогда не платили зарплату; вытащено из завода, который наш доблестный Макиавелли рооссийского индивидуализма построил; вытащено из тольяттинской социалки во все тот же ЛогоВАЗ, а та интеллигенция которая учила детей в школах, служила в театрах по всей стране, не уходила из библиотек? Это они получили свободу, став изгоями, жертвами естественного рыночного отбора, как часто любили повторять сонмы березовских? Или свободу обрели тысячи инженеров, чьи навыки с в одночасье стали нужны лишь для торговли сигаретами на блошиных рынках? Или деятели 90-х вдруг освободили офицеров, выполнявших свой долг, но вдруг оказавшихся почти бомжами? Если под свободой понимается свобода одного лишь публичного стеба на соцреализмом, то такая свобода мне не нужна. Да и что вообще есть свобода? Для либертина из Амсетрдама это одно, для братка из "бригады" - другое, для правоверного мусульманина - третье, для православного - четвертое, а для поборника постмодернистских теорий - пятое. И что мы из этих(хотя бы пяти перечисленных) выберем за абсолют? А может быть мы посмотрим на то, как то или иное положение веще в обществе способствует тому, чтобы учитель, рабочий, инженер, крестьянин, офицер, предприниматель был рад тому, что он делает. Делает, созидая. И был от этой радости рад, тому что он живет на белом свете. Способствовала ли такой радости творчества судьба Березовского? А деятельность спекулянта Сороса? Спросите у тех, кого я назвал. Ибо мне они нужны. А вот Сорос, с Березовским(а также Ходорковским, Немцовым проч) - нет. Совсем.
И кто нибудь даст мне определение что это такое: "либеральные ценности", "права человека" (права на что???), и уже тем более "русская европейская кульутра"? И как эти ценности, коррелируются с такими ценностями, напрмер как: " не убий" и "не укради"? И чем так должна для меня, живущего в России быть привлекательна европейская культура? Почему НЕПРЕМЕННО она(а не скажем культура Вавилона, греческая, китайская, византийская) должна стать определяющей для русской культуры????? Что мы обязательно должны пернять в Европе? Протестантскую этику, католицизм, скепсис Паскаля, рационализм Декарта, рыцарство веры Кьеркегора, пессемизм Шопенгауэра, радостную гордость Ницше, логотеизм Джойса? Или колониальные войны по всему миру, истребление других культур.Как это делалось в Америке(Северной и Южной), Юго-Восточной Азии, Индии? Урановыми бомбами в европейской, кстати, Югославии, где в 21 веке сейчас разместились самые настоящие гетто для сербов, и развернулась торговля сербскими детскими органами в Косово( о чем свидетельствовала мадам Дель Понте). Какая конкретно понимается при этом - европейская культура? Германская? Итальянская? Польская, Франзузская, Испанская? Все это очень разные явления. Где есть место и Гете с Шиллером и Освенциму. Гойе с Сервантесом и кострам инквизиции с вырубкой - геноцидом целых цивилизаций в Южной Америке. Шекспиру с Джонном Донном и художествами англо-саксов в Ирландии, Индии. И чем такие противоречия лучше или стерильнее или гуманнее противоречий сугубо русской истории с богоискательством Достоевского, гармонией Пушкина(который кстати в 1825 году писал Чаадаеву что мы не Европа, и не Азия), великим театром, кинематографом - от Эйзенштейна до Тарковского и Германа, и революциями - террором??? Не лучше ли(раз нет идеальных культур) стремиться к поискам и познанию самих себя, как завещал великий Сократ, к пониманию собственных оснований, времени в котором мы проживаем, целей и смыслов? Не есть ли такой поиск - главная ценность? Ценность, делающая государство-империей(это совсем не негативная коннотация!!!!) народ - народом, а не пародистом чьих то, пусть даже очень привлекательных культур.
Господи, ну сколько уже можно про собственный российский путь. На пути этом одна кровь, злоба и чванливое тупиковое самодовольство, ни к чему не ведущее, а точнее ведущее к .... и так понятно. Тонны литературы об этом написано, и ...опять эта сказка про белого бычка. НЕ надоело, Костя?
Анна, а чей путь усыпан розами? Китайский? Германский - с двумя мировыми войнами, Бухенвальдом, Освенцимом и Холокостом только в 20 веке. Американский - с рабстовм в 19 веке, гражданской войной, Диким Западом, колонизацией, сегрегацией, маккартизмом, ку-клукс-кланом, ядерной бомбардировкой мирного населения в Японии, напалмом во Вьетнаме, урановыми бомбами в Югославии? Франзузский - с террором якобинцев, тремя революциями, наполеоновскими войнами колонизацией Африки, Камбоджи, войной в Алжире, агрессией в Ливии? Итальянский -с режимом Муссолини(кстати не самым жутким в Европе).Испанский - с колонизацией Южной Америки, инквизицией и художествами фалангистов уже в 20 веке? Мне надоело из года в год слушать одни и те же бредни про "чудесный европейский путь". Между тем, у каждого человека есть только собственная жизнь. Конкретно его ситуация, конкретно его культура, которая может впитывать и по разному восрпинимать разные культуры. Я тоже хочу спросить в ответ: не надоело год от года вести себя как папуасы перед слеклянными побрякушками? "На этом пути одна кровь, злоба и чванливое тупиковое самодовольство". Да в российской истории было много разного. В том числе и трагического. Но вспомните. Наполеон в Москве - пожары и мародерство. И русские казаки в Париже чуть больше года спустя - ни одного разрушения. Вермахт в СССР - Хатынь и Бабий яр. Русские в Германии - да не подарок. Но без геноцида. А куда мы денем открытия русский ученых - от Менделеева до физиков и математиков 20 века. А русских философов? А уникальную живопись от Рокотова и Венецианова до Шишкина передвижников и далее 20 века. Совершенно уникальный художественный метод. Отличный от европейского на самом деле также как европейская живопись от китайской или японской. А русская музыкальная школа. "Могучая кучка", Чайковский, Мусоргский, русская - уникальная в своем роде опера. Такая же уникальная как немецкая или итальянская. Освоения огромных пространств. Целые новые города. Космос. И это все Вы называете - "одной лишь кровью и чванливым упрямством"???? И еще: если Вы внимательно проанализируете историю России то заметите, что самые жуткие катаклизмы происходили тогда когда начинались поиски некоего другого пути. Отличного от того что был что называется "по умолчанию". В соотвестствии с собственной картиной мира( в том числе и языковой), ментальностью, системой ценностей, способом производства и. т. д. В 1917 страна взяла на вооружение как раз европейскую теорию- -марксизм. В рузельтате гражданская война, и прочие прелести переходного периода. Между прочим к началу 80-х марксизмом в стране по большому счету уже и не пахло. Это вновь была вполне себе византийская империя с практически разрешенным православием. Поднимите справочники и посмотрите на рост промышленного производства в те годы. Такого ВВП как в 90-м, российская экономика не достигла до сих пор, несмотря на сказочные цены на нефть. Наши автомобили продавались во многих странах мира. На рынке вооружения мы конкурировали с американцами на равных на мировых рынках. В тяжелом машиностроении, в металлообработке опережали многие страны. А элементная база в микроэлектронике позволяла нам выпускать уникальные военные, а также гражданские спутниквые системы. Оставалось лишь "подтянуть" ТНП и создать условия для производства ряда товаров частными структурами.Т.е создать систему - плановая инфраструктура при рыночном ТНП. К чему кстати многие страны приходят в последние годы. Вместо этого "сверху" прнято решение искать какой то "европейский путь" Результат - ни производства, ни сельского хозяйства, ни науки, ни культуры. Умные книги по большому счету некому читать. Потому что умные книги читают те, кто разрабатыввеет и внедряет. А "чтиво" нужно, в основном, работникам торговли. что мы сейчас и имеем. Так не лучше ли развиваться из того, что у нас есть по умолчанию - исходя из собственной картины мира, традиций, ментальности и даже климатических особеннойстей? Это не значит отгораживаться от всего остального. Но брать то, что нам действительно подходит - везде: на юге, не западе, на востоке. В разных эпохах и временах, понимая собственный смысл и цели.
И в одном автор статьи безусловно прав. Время тотальной постмодернистской деструкции, а также политиков - шоуменов прошло. И хорошо что прошло. Теперь должно наступить время вдумичвого синтеза, поиска собственных конкурентных преимуществ и геополитических интересов, строительства инфраструктры - стадионов, самолетов, пароходов, авианосцев, подводных лодкок, аэропортов. Нужны не болтуны с эффектными речевками, а технократичные мендежеры в экономике. Новый креативный класс, который не столько торгует и впаривает, сколько изобретает, внедряет и производит: часы, компьютеры, самолеты, автомобили, а также хорошую еду для собственного народа и для всего мира. Тоже самое и в культуре. Постмодернизм - кончился. Да здравствует - новый эпос! И он уже есть. Да, уход Березовского символичен. Он безусловно постмодернисткая фигура, как верно определил Сергей "Бендер-Смердяков". Эти люди уходят. Теперь или придут новые Менделеевы и Королевы, или живущим в России скоро придется поработать за небольшие деньги где нибудь на рисовых плантациях в Китае.