Нас не отпускает историческая травма. Точнее, нас не отпускает этот невыносимый и пошлый штамп о нашей исторической травме. Под исторической травмой подразумевается больная память, фантомная память (ещё один неперевариваемый трюизм), преследующая нас по пятам, конвоирующая каждый наш шаг, поступок, замысел, действие.

Но в том-то и дело, что мы не травмированы, каждый отдельно и все вместе, а контужены. Контузия, конечно, тоже травма. Однако в отличие от травмы как боли и памяти о боли - контузия убивает память, уничтожает, стирает, извращает.
Мы контужены. Чудовищный какофонический гул в голове, в сердце и теле никакой памятью не является. Когда этот гул, это клацанье, этот грохот затихает, образуется мерзкая, героическая пустота, которую тут же заполняют слухи, байки и мифы. И коллективное сознание начинает гордиться тем, что позорнее и стыднее позора и стыда. И, наоборот, стыдится единственно достойного уважения и любви.
Мы задавлены, мы задушены комплексами. Страхом, жадностью. Крепостничеством. Лакейством. Неверием в себя. И самое главное, предательством. Ежесекундной готовностью к предательству, которое искупается гордостью и контузией. Безумным гулом истории, где - как однажды написал Шопенгауэр - победа истина подлецов. Этой мифологической победой больших чисел над личностью и индивидуальностью, тупой мощи над дрожащим чувством собственного человеческого достоинства мы оправдываем наши предательства, наш шкурный ужас перед насилием, бедностью и забвением.

Не тварь дрожащая

Умер-погиб Борис Березовский. И какое оживление царит вокруг! Какой радостно сочувствующий, какой целомудреный румянец на физиономиях окрест!
Сразу оговорюсь. Вторую половину 1980-х и так лубочно называемые "лихие девяностые" (прямо-таки самойловские сороковые-роковые) я считаю самым лучшим, самым гуманным и самым достойным фрагментом в тысячелетней истории России. Вместе со всей гнусью, гноем, биологией и физиологией этого страшно живого и подлого времени.
У нас, и у меня лично, была возможность, перефразируя Ницше, стать теми, кто мы есть. У нас не было совести и достоинства, но у нас была свобода взрастить их в себе. Увы, главным действующим лицом российского постмодерна, возвращавшим нас в органический культурный и социальный контекст, в нашу собственную европейскую цивилизацию и уникальную экзистенцию был старик Джордж Сорос. Не опомнившиеся шестидесятники, не искалеченные диссиденты, не новообращенные демократы Ельцин и звонко-бойкая комсольско-партийная свора, а Сорос. Смешно? Конечно, смешно. Но только у него была для нас программа не моментального насыщения-обогащения-прославления-отоваривания-самоутверждения, а культурно-научного и художественно-интеллектуального Ренессанса.  Безусловно, не столько сама программа, сколько провоцирование её. Но на эту провокацию мы не поддались. Славно погуляв на фестивалях, семинарах, конференциях, пополнив наши абортированные библиотеки изданиями старой и новой русской классики, мы вступили во времена пиар-проектов и прочей сурковской пропаганды с элементами Якименко и Гельмана.
После СССР, после душегубки и концлагеря труда и отдыха имени Сталина, после застойной эпохи низкого диетического Вырождения никакого Возрождения не наступало. Выродки, каковыми оказались и номенклатура, и интеллигенция, к Ренессансу не способны. После вспышки самоодухотворения и самообмана собственной воодушевлённостью (вот также и сейчас умиляются тем, "какие лица были на Болотной!") мы вступили в фазу позднего Вырождения.
И возомнивший себя не тварью дрожащей Борис Березовский, герой плутовского романа, Казанова и Калиостро в одном флаконе, математик-комбинатор с членством в КПСС, конформист, интриган и предприниматель, является колоритнейшим человеческим портретом эпохи, предшествующей окончательному Вырождению...

"Какой светильник разума угас"...
Словеса вдогонку умершему-погибшему Березовскому о том, какие крупные злодеи и деятели (богатыри, не вы!) проснулись в девяностые по сравнению с ягодично-лицевыми нынешними - это даже не лубок и трэш. Это диагноз неизлечимости. За которым распад уже неминуем.
Ах, какие были личности?! Гармонист Черномырдин с его языковой аварией. Анекдотически контуженный Макашов с его казарменной ксенофобией. Лабораторно-домашний смельчак Гайдар, проникшийся экономическим либерализмом в журнале "Коммунист". Огненноголовый с горящей в руках коробкой из-под ксерокса Чубайс. Советский демагог-юрист-преподаватель Собчак. Парализованный реформатор Явлинский. А вот ещё античные или шекспировские герои - Жириновский и Зюганов. А комсомольцы-добровольцы Потанин, Дерипаска, Ходорковский, Волошин, Сурков. Это, конечно, всё были титаны... Скажите ещё Титов и Сысуев...
Да, это были всё-таки существа, очень похожие на людей. На ярких бытовых и малокультурных типов. Но зачем же опять превращать историческую травму, историческую память в контузию? Только от того, что на смену самовлюблённым, вспыльчивым и узнаваемым выродкам 90-х естественным образом пришли мелкие ненасытные насекомые человечки? Но ведь заметьте, мы, трусы и предатели, пытаемся выстроить диалог и с нынешними - надувшимися тараканами, бегающими по государственным, губернским и муниципальным кухням власти. Светлое будущее для нас теперь не свобода слова, либеральные ценности, русская европейская культура, права человека, социальная справедливость и художественная независимость, а Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу. Вернее, объедки, которые достанутся гражданам со стола больших международных застолий с патриотическим подтекстом.
Борис Абрамович Березовский был живым человеком. Смердяковым и Бендером одновременно. Заигрывал с интеллектуальной и художественной элитой: от Кончаловского ("Курочку Рябу" профинансировал) через Ахмадуллину,  Вознесенского, Битова, Иоселиани, Муратову, Эйфмана, Додина, Шнитке до рок-музыкантов. Даже Эдичке Лимонову в тюрьме помог, подарив ему на 60-летие деньги и коньяк. Премию "Триумф" учредил, радио, газеты и телеканалы наоткрывал, воюя с Гусинским и Примаковым. Никиту Михалкова окучивал. Вот даже Лунгин изобразил Бориса Абрамовича в виде секс-бомбы Машкова в фильме "Олигарх". Это нам не Хинштейн с Деточкиными и Суховыми, беседующий с выпускником бузулукского колледжа Дмитрием Азаровым и написавший книгу, в которой с государственнических позиций разоблачает демонического БАБа...

По историческим местам
Да уж. Ленин сформировал в Самаре свою революционную физиономию. А Березовский свою физиономию сформировал в Самарской губернии. Которой должен, как выяснилось при циничном холоднокровном идиоте, возглавлявшем до губернаторства тот самый АвтоВАЗ, целый миллиард рублей. Теперь Березовский нам навеки должен...
Тольятти вряд ли переименуешь. А вот посёлок Берёза рядом с аэропортом Курумоч может теперь гордо носить имя выдающегося нашего олигарха...
Помню, помню как Андрей Вознесенский восклицал "АВВА отче?!", рекламируя Автомобильный всероссийский альянс Бориса Березовского при ЛогоВАЗе...
Вот угораздило же Олега Сысуева родиться в Самаре в тот же день, когда в Лондоне через 60 лет умрёт Борис Березовский...
Режиссёру-постановщику телеканала ОРТ, движения "Единство" и операции "преемник", отцу шестерых детей и деду шести внуков было всего 67 лет. Вот ведь какая чечня...
Не стало нашего несостоявшегося Сильвио Берлускони. Жаль Путина, осиротел совсем "без убийцы и злодея". И у Романа Абрамовича тоже считай отца не стало...

Березовский - это наше всё. Как же мы помельчали. Раньше был Пушкин во всём виноват. А последние двадцать лет Березовский...
Беспорядок вещей. Кровавый больничный режим. Повестка дня в суд. Священное расписание собственности.
Отсутствие героя. Хулио Хуренито. Хулио, одним словом.
Грустно. Подумалось, если уж Березовский умер, то и я умру. Бессмертия не будет.
Теперь я ни на кого не похож. Даже на самого себя...

Сергей ЛЕЙБГРАД