Поздравление с единством, или Прощание с историей
Уважаемая и горячо любимая многонародная российская нация! Братья и сестры!
Разрешите мне, жителю не менее многонародной Самары в полном соответствии с определением новой стратегии нашего государства в области национальной политики, поздравить всех вас с грядущим на всех на нас великим праздником – Днём всенародного единства! К этому дню мы шли долго и трудно. И вот наконец-то дошли. К сожалению, в наши неподкупные традиционные ряды затесались и изменники, и предатели, и кощуны с кощунницами и феминистками, и иностранные агенты, и экстремисты, они же пацифисты, всех мастей.
Ровно 95 лет назад в дни великого октябрьского социалистического переворота, ставшего традиционным ноябрьским парадом, накануне красно-белого террора и взаимоуничтожения мы – жертвы массовой прессы и еще более массовых репрессий – даже не могли представить себе такого всенародного единства. На фоне таких высоких цен на нефть и таких глубоко уязвленных, несправедливо оскорбленных чувств верующих.
Ради сей бесценной и высокодуховной победы, выразившейся в освобождении Китай-города в столице нашей Родины городе Москве от посланных американцами оранжевых польских захватчиков во главе с Гиви Таргамадзе, ради непоколебимого единства всей нашей, по меткому слову В.В.Путина и его спичрайтера, многонародной российской нации, нам уже ничего и никого не жалко…
Крепостные, даже очень сытые, развращенные, многояхтовые и виллаобразные, всё равно остаются крепостными. Что уж говорить о неисчислимо жаждущих хотя бы уже случившейся стабильности?.. Крепостные они и есть крепостные. Как бы они не назывались: депутаты, бизнесмены, пенсионеры, бюджетники, чиновники, представители научной и художественной интеллигенции, хозяйственники, учителя или журналисты. И крепостным всегда нужен Сталин. Или хотя бы Путин…
У Виктора Ерофеева, к которому я отношусь достаточно скептично, есть удивительно точный, энергетически мощный, безукоризненно и весело написанный рассказ «Жизнь с идиотом». О том, как из чувства вины перед народом, интеллигентная пара взяла к себе домой сумасшедшего, простого парня Володю. Идиота Володю. И Володя в благодарность за гуманизм, культуру и просвещение устроил в квартире интеллигентов настоящий дантовский ад. Сначала он начал насиловать жену интеллигента-народника, а потом и его самого, сочетая садизм со страстью, а проповедь с извращением. Рассказ был написан в 1980 году. И никто, даже Шнитке, не мог понять, о чём он и о ком. Самое банальное прочтение, что Володя – это Ленин. Такая вот критика советского режима. Но помилуйте, Володенька Ульянов сам интеллигент и дворянин… И вот только сейчас становится понятным, о каком Володе повествовал пророк Виктор Ерофеев за двадцать лет до начала третьего тысячелетия…
Да здравствует племенной, в смысле многонародный, антиисторический, романтический патриотизм! Да здравствуют православие, мусульманство и другие исконные наши религии! Да здравствуют Советский Союз и Российская империя!..
Зачем нам история как наука и общественная рефлексия? Нет у нас никакой истории! У нас есть одна команда по имени «Россия», и мы её фанаты. Мы за неё и заболеем, и порвём кого угодно. Главное – это счёт в нашу пользу на табло. Главное – это ромбик на груди! А судья, как известно, пи…, то бишь педофил. А что кричат истинные фанаты болельщикам других команд, я даже графически изображать не буду. И «договорняки» плохи только тогда, когда мы сдаём игры, а не нам. И откуда деньги на игроков – нам тоже наплевать. Это наша команда – это наша судьба. Русские вперёд!
Действительно, а какая история? История крепостного права, которая периодически прерывается слева?.. В 1232 году закончилась княжески-вечевая, европейская Русь. В 1612-ом Смута положила конец Московской Золотой Орде. Пётр Первый вытащил страну за бороду из византийского в европейский тоталитаризм. Что было в 1917-ом вы и без меня знаете. Впрочем, это была самая отчаянная попытка покончить с национально-культурной и религиозной историей России. Самая неистовая и осознанная, отсюда и столько неизмеримой ненависти и крови во имя бегства от истории. И после этого кто-то еще смеет оскорбляться от песенки в ХХС?..
Кто в Думе хозяин?.. Бывший тремист – экстремист. Вышел я из пункта А и дошёл до центра Э. Я убит подо Ржевом на встречке... Нас утро встречает расстрелом... Дочка Газпрома ушла из дома...
Одно непонятно, почему заклятые враги нашего государства – протопоп Аввакум, Александр Грибоедов, Петр Чаадаев, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Даниил Хармс, Варлам Шаламов, Иосиф Бродский – после того, как их во славу и во имя наконец-то уничтожит державная десница или призовёт на тот свет всеблагой, называются потом не иначе, как классики великой русской литературы?..
Требование освободить политических заключённых около памятника жертвам политических репрессий полицейские милиционеры и благоверная публика справедливо считают сегодня глумлением и оскорблением чувств родственников пострадавших. Ведь когда миллионами репрессировали крестьян, дворян, священников и интеллигентов – никто не смел требовать их свободы или хотя бы жизни. Да как же теперь этим гражданским, прости Господи, активистам не стыдно?!
Смейся, смейся, паяц. Но главным гарантом пусть лишь внешнего соблюдения законности и конституционности в нашей навсегда счастливой стране является Запад с Госдепом. Эх, если бы не они, то показал бы им ерофеевский Володя вместе со всей озёрной школой своей и Кузькину маму и мать-сыра-землю…
Говорит и показывает совинформбюро. Наше дело правое. Пролетарии всех стран. Победа будет за нами. Мы за ценой не постоим…
В угаре, в похоти, в дыму, забыв и век, и год, не иму сраму ко всему, вписавшись в поворот. Затиснут временем в Орду, я в пробке навсегда: в каком ряду, в каком бреду, откуда и куда. Смотри, к безумцу на осле нисходит благодать. Твоё лицо в стеклянной мгле уже не угадать…
Сергей ЛЕЙБГРАД
Комментарии (6)
Умный и жесткий текст, впрочем, как все у Сергея. Особенно хороши последние стихотворные строчки.
Умный и мягкий, я бы сказала.
Резкий и обидный текст. Стихи, действительно, у Лейбграда сильные.
Как то путано все в этой статье.. В том смысле что совершенно непонятно – с чем конкретно не согласен уважаемый автор? «Смешались в кучу кони люди». Пляска недоразвитых хулиганок в месте, где поминают, исповедуются и причащаются, и тяжелое наследие Золотой Орды. Крепостное право, скорбные «последствия царского режима», и «кровавая гэбня, душащая демократические свободы». Но если суммировать все сказанное, вроде как получается, что вся пассионария, государственность, культура на огромном пространстве именуемой Россия – фикция. Глупая-с, как изволил выражаться один из персонажей «Братьев Карамазовых. Насчет «нет никакой истории» - занятно. Не знали видимо ни –г- н Карамазин, ни Сергей Соловьев, ни Ключевский(в разное время по разному трактовавшие историю государства российского), что спустя некоторое время усилиями –г-на Лейбграда их труд окажется фикцией. Вообще создавать империи дело трудное. В истории я не могу вспомнить ни одного примера, чтобы стержневое, «осевое»(если брать терминологию Ясперса) государство, создавалось за изящными беседами под шампанское и клико. Диалектика исторического развития вообще вещь мало приятная. Стрежневые государства, доминаты того или иного исторического периода создаются в условиях войн, политических переворотов, культурных трансформаций. Но именно они, при всем при этом, и создают основные т. с. парадигмы для человечества. Например, Римская империя – право, архитектуру, великую литературу, Арабский халифат – математику и астрономию, Византия и Китай времен Конфуция и Лао-Цзы тончающую мистическую соцерцательность(близкую кстати ментально друг другу). Современная Европа, кстати, это и бывшие крестовые походы, и разграбление Константинополя(источник богатства Венецианской Республики, условие развитие ее кульутры,) и Французская революция, и колониальные захваты. История современной Американской Империи – это колонизация континента, рабство(синхронно отмененное кстати с российским крепостным правом), колониальные войны по всеми миру почти весь 20й век, вплоть до сегодняшнего дня. Мне бы очень хотелось бы, чтобы в качестве примера автор статьи указал присутствующим – вот, дескать идеально подходящая по всем параметрам(кто кстати эти параметры определят????) – история. А сонм, прямо таки футбольная команда «врагов государства», куда автор записывает Пушкина, Чаадаева, Грибоевдова и Аввакума- это вообще смешно. Пушкин писал оды Николаю, стихи «Клеветникам России», письма Чаадаеву. Аввакум отстаивал старообрядный уклад. С методами борьбы с ним патриарха Никона и царя Алексея Михайловича можно конечно спорить, но что то мне подсказывает – не за двуперстное знамение в данном случае ратует автор данной статьи. Грибоедов состоял на государственной службе, и погиб в Персии, выполняя дипломатическое поручение. Т.е служа Отечеству. Чаадаев да российский уклад критиковал, отправляя при это письма одной даме весьма религиозного содержания. Именно в преображенном христианстве, а отнюдь не в западной демократии и свободном рынке(в его времена об этом и слыхом ни в одной части света слыхом не слыхивали) он видел источник развития. «Смута положила конец Московской Орде». Сие утверждение неверно фактически. Смута едва не положила конец русской государственности. Привела к интервенции и оккупации. К полной анархии, к утрате обществом смысла и целей.
«И после этого кто-то еще смеет оскорбляться от песенки в ХХС?»
Смею, уважаемый автор статьи! И не один я смею. И совсем не по приказу чиновника с Охотного ряда. А потому что понимаю, что подобные, пляски как раз и приводят к разрушению «национально- культурной истории». К смуте, анархии к утрате обществом смысла и целей. Что Вы конкретно предлагаете взамен этого? Тотальный постмодернистский стеб? Винзаводовскую стилистику на каждом перекрестке? Доминирующее правило всеобщего хихиканья? Между прочим российская история –это еще и великая литература, это Достоевский, с его прозрениями, это богоискательство русских философов от Соловьева до Льва Шестова. Это великая живопись от Рокотова, Венецианова, Шишкина и передвижников до Кандинского и Филонова. Это великая музыкальная школа. Это наука. Это освоение Космоса. Это победа над Холокостом. Это границы современных Польши, Украины и Беларуси. Это еще очень много чего – разного, сложного и неоднозначного, далеко выходящего за рамки узко-фельетонного мышления плевинского типа.
P.S. Не знал, что протопоп Аввакум и Иосиф Бродский оказывается стояли на одной политической платформе:))))))
Нерль
...и белый голубь продолжает перелёт
над лесом тем, где через перекаты,
поток стремится к заводи, но бьёт
родник подземный - он всегда обратно
(теченью тёплому не в такт) - водоворот
закручивает вниз, и поднимая донный
ил, - его на берег - туда, где камень стёрт,
отбросит, чтобы дальше растворённый,
а значит лёгкий, еле видимый, песок
через луга и сосняки - туда, где устье -
к холму доставить, и степной восток
(до волжского глухого захолустья)
с опольем чернозёмным без труда
скрепить навек податливою глиной.
Тростник, осока, ивы, череда.
И плещет окунь, уходя из тины.
У тихих вод, где их не слышен ход.
И где не видно тропок под травою -
там княжеские кони шли вперёд,
и, словно пред невидимой стеною, -
как вкопанные встали. И в шатре
походном видел первый всадник* -
в лучах, со свитком, как на алтаре -
Заступницу. Растущий виноградник
чуть впереди неё. И речь обращена
окрест, и отзовётся точным словом:
«Здесь место новое, но будет пелена
не жгущего огня для нас покровом
спасительным». И словно невесом
стал известняк от тесла и скарпели.
Столпов - четыре. Воплощенный сон.
Немного приподнявшись над купелью,
от пояса колон, где лики строгих дев
застыли, словно слушая прошение,
(их сверху сторожит не спящий лев) -
до купола - единственным решением
храм в ней же отражён, и закомар
с оконницами зримы полукружья.
Их в час ночной свет огненных стожар
подсветит, чтобы главное оружье
у псалмопевца – гусли быть могли
от дна до звёзд воссозданною осью.
И вновь окажется вращение Земли
созвучным птицам, чье многоголосье
разбудит утром тех, кто пар речной
пройти решит на лодке. И скольжение
вдоль русла - станет той величиной,
что можно называть освобождением.
2010
*князь Андрей Боголюбский.