Смерть женщины, которую загрызли собаки в Южном городе, заставила снова заговорить о старой проблеме Самары, за все годы пребывания у власти представителей «Единой России» так и не решённой. Кому-то даже кажется, что бродячие собаки, нападающие на людей, и есть настоящие хозяева города. А люди, живущие в городе, никому не нужны.

Чиновники каждый год рапортуют о неком количестве отловленных животных, однако ситуация никак не меняется. Специалисты говорят, что в городе и окрестностях обитает около 15 000 собак, живут они стаями, некоторые агрессивны к людям. Предлагают и решения. Однако городские власти сотрудничать не спешат.

Администрация Самары сообщила «Засекину», что за численность городских бродячих собак ответственность несёт подрядчик, который должен был ловить их, но не делал этого.

Мы поговорили с людьми, которые много лет занимаются решением этой проблемы, оставаясь с ней один на один. И они предлагают подходы к решению «собачьего вопроса».

«Каждой собаке — по человеку!»

Именно так рассуждает основательница старейшего в Самаре приюта для животных «Твои друзья» Марина Грабовенко. Под этим девизом она выстраивает работу своей организации, стремясь найти владельца каждому подопечному животному.

Приют работает на основе помощи благотворителей и волонтёров. Занимается передержкой, лечением, стерилизацией, вакцинацией и пристройством приносимых к ним животных и их потомства. С государством работать не получается: слишком много отчётов за каждую статью расходов и слишком сложен сам процесс получения финансовых средств.

У приюта есть своё котокафе «Тёплые друзья» недалеко от Филармонии, где посетители играют с животными и частенько их оттуда забирают.

Большинство подопечных приюта — с улицы. Марина Грабовенко считает, что решение проблемы — в ответственности владельцев животных:

- Самое главное — собака должна подлежать регистрацию на человека, которому принадлежит. И человек за неё полностью отвечает: попала в отлов — плати, попала в приют — плати, передал другому и не перерегистрировал — плати. И ввести налог на не стерилизованных животных: раз не стерилизуешь — заводчик, поэтому — плати.

При этом все штрафы должны иметь целевое назначение — и переходить на счета приютов, которые занимаются животными:

- Государственных приютов у нас нет, все частные. И нам приходится решать проблему, с которой не справляется городская власть. Поэтому правильно будет, если штрафы придут именно приютам, которые спасают животных.

Решение проблемы, по мнению Грабовенко, возможно только в масштабах страны — через федеральное законодательство.

«Проблема в том, что мы не любим друг друга»

Совладелица крупнейшего в Самаре приюта «ФлагманВет» Инна Тарасенко занимается бездомными животными больше 6 лет. Сначала, решая проблемы со своим здоровьем, девушка пришла в конный спорт. С помощью лошади по кличке Флагман (в честь него назван приют) ей удалось победить болезнь. Тогда же она решила создать место, где можно было бы лечить животных.

Приют начал работать в подвале промышленной базы, потом перебрался на Красноармейскую — в сердце старого города. Здесь находится ветлечебница и постоянно живёт часть подопечных. Во «ФлагманВет» содержится самое большое количество собак в Самарской области: 350 особей (основная часть базируется на территории реабилитационного центра для собак в Лопатино). Кроме этого есть кошки. На содержание животных приют зарабатывает сам — оказывая ветеринарные услуги, в том числе, и другим самарским приютам. Вместе с тем многое они делают бесплатно: например, Инна выезжает по заявкам жителей в сёла, где оперирует животных — просто потому, что больше это делать некому, ветеринарных служб там нет.

Инна Тарасенко считает, что в Самаре сложилась агрессивная среда, связанная с животными:

- Одни люди агрессивны из страха, другие пытаются спасти животных и не знают, что делать с агрессией первых, а мы стараемся выстроить между этими двумя группами что-то мирное, и это миротворчество стоит колоссальных средств.

По её мнению, суть проблемы — не в животных, а в людях. Конкретно в том, что мы не только животных — друг друга не любим:

- Мы не радуемся победам других, не готовы поддержать в трудную минуту. Глобально, - считает Тарасенко.

В то же время решение проблемы есть: нужно вкладывать в это большие деньги. Необходимо создать правовую базу прежде всего по упорядочиванию домашних животных: каждое должно быть зарегистрировано. При этом нужны гарантии первичной ветеринарной помощи и льготной стерилизации.

Также важно все случаи жестокости к меньшим братьям доводить до наказания, чтобы стреляющие по собакам из окон или бьющие своих домашних питомцев люди сидели в тюрьме — потому что это убийство и насилие. И все процессы должны быть публичными, чтобы другим неповадно было повторять. А в отношении агрессивных к людям животных при невозможности их перевоспитания допустимо применять гуманные методы эвтаназии.

Наконец, нужен большой ветеринарный центр, способный оказать услуги по стерилизации, вакцинации и лечению животных для всей области. Причём это должно быть исключительно частное заведение: от государства требуется выделить землю и дать разрешения на необходимые работы, проведение коммуникаций, строительство крематория для животных. Центр сможет заработать, чтобы обеспечить себя и одновременно дать льготы малоимущим — тогда они будут стерилизовать своих питомцев.

    «Надежда — только на воспитание»

    Соучредительница НКО «Приют для животных «Надежда» Амаль Баева занимается проблемой бездомных зверюшек с 2012 года. Приют существует за счёт пожертвований физических и юридических лиц, но чаще жертвуют, конечно, обычные люди — те, которым небезразлична судьба животных. В приюте содержится 100 собак и около 70 кошек, живут отдельно друг от друга.

    По мнению Амаль Баевой, проблема бездомных животных возникает из-за безответственности людей, которые сначала заводят живность, а потом выбрасывают её на улицу:

    - Сейчас много желающих завести, например, хаски в однокомнатную квартиру и даже не играть с ней, а эта собака требует игры каждый день, это активная порода. А потом у нас на улицах появляются хаски, долматинцы и другие породистые собаки.

    Отлов собак и работа приютов — это борьба со следствием, считает Амаль. Нужно остановить приток животных на улицы, иначе эта борьба будет бесконечной:

    - Сделать это можно законами об ответственности хозяина за животное и за выбрасывание на улицу. Сейчас ничего с этим мы сделать не можем. Должна быть стимуляция стерилизации, чтобы люди стерилизовали животных, нужна льготная стерилизация для малоимущих.

    Баева считает, что необходим налог на животных — но только в том случае, если хозяева отказываются стерилизовать питомцев. Логика простая: разводишь — заводчик, т.е. зарабатываешь, поэтому плати налоги (и спи спокойно). Но сначала необходимо регистрировать животных, чтобы точно знать владельца каждой бродяжки — и с помощью закона его наказать. Предавая каждый такой случай огласке можно, по мнению зоозащитницы, воспитать в людях ответственность за домашних любимцев.

    Вместо послесловия

    Как видно, решение проблемы возможно только при ответственности людей. В первую очередь — властей, потому что решать эту задачу можно только глобально. Принятый федеральный закон об ответственности владельцев животных должен работать, а для этого должна работать полиция — которая, к сожалению, тратит свои силы на борьбу с ветряными мельницами и надуманными «экстремистами».

    Получается, что пока государство ведёт борьбу со своими гражданами, последние страдают и от собственного разгильдяйства, и от ставших дикими домашних животных. И часто погибают от этого.

    Хорен Григорьян