Так необходимая жителям поселения Рождествено дорога, которую чиновники десятилетиями обещают построить, не появляется даже на бумаге. Региональный Минтранс не может приступить к проектированию из-за бюрократических проволочек. Жители самарского правобережья недоумевают: неужели ради того, чтобы получить связь с «большой землей» не только через водную переправу, им придется обращаться к президенту? Попытку привести позицию ответственных лиц к общему знаменателю предприняли на прошлой неделе в рамках круглого стола «Транспортная доступность населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий». «Засекин» публикует наиболее интересные выдержки из выступления спикеров.

В минувший четверг, 11 февраля в онлайн формате состоялся круглый стол «Транспортная доступность населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, в том числе вопросы строительства новой транспортной инфраструктуры» на территории сельского поселения Рождествено. В работе круглого стола приняли участие представители Министерства транспорта Самарской области, национального парка «Самарская лука», администрации поселения Рождествено и Волжского района, представители общественных организаций и местные жители.

Поскольку Рождествено и близлежащие села оторваны водной преградой от остального мира, а водное сообщение не обеспечивает нормальную связь с Самарой, большая часть разговора была посвящена обсуждению проектированию строительства автомобильной дороги Подгоры — Ширяево.

Как выяснилось, несмотря на многочисленные сообщения в СМИ, в бюджет Самарской области расходы на проектирование дороги не заложены и перспективы её строительства туманны.

Елена Степанова, руководитель управления землеустроительной деятельности Министерства транспорта Самарской области:

- Министерство транспорта Самарской области уже более 10 лет занимается проблемой проектирования и строительства асфальтированной дороги Подгоры-Ширяево. В настоящий момент проведены инженерные изыскания, определен оптимальный вариант прохождения трассы, но мы упираемся в то, часть дороги сейчас проходит по рекреационной зоне. Уже несколько лет мы просим руководство нацпарка, чтобы они внесли изменения в Положение о национальном парке «Самарская Лука» и включили коридор, который необходим для осуществления строительства автомобильной дороги в зону хозяйственного назначения. Когда это произойдет, мы сможем запроектировать объект и преступить к его реализации. Весь прошлый год нам давали информацию от нацпарка, что работы ведутся, но, судя по последнему письму, результат опять откладывается на неопределенный срок. Без внесения изменений в указанное положение мы не вправе осуществлять ни проектирование, ни строительство. Еще мы в 2014 году мы начали разработку проектной документации, но были вынуждены расторгнуть контракт, поскольку получение положительного заключения экспертизы возможно только после смены зонирования.

 

Анастасия Халтурина, начальник отдела природопользования Национального парка «Самарская лука»:

- Конкретно в этом месте дорога национальному парку не нужна, но мы понимаем, что дорога была нужна местным жителям. Из Минприроды России нам пришло указание, о постановке внешних границ национального парка на кадастровый учет и приведении зонирования в соответствие с действующим законодательством, в том числе по внесению изменений в положение о национальном парке. Пока у нас не будет понимания по внешним границам, положение изменено не будет.

Что касается той схемы, которая была представлена Минтрансом, она отработана и легла в проект нашего зонирования. По этой схеме зона, где планируется строительство дороги, изменена на хозяйственную. Как только изменения в положения будут приняты, зонирование будет изменено. Но проект Минтранса должен будет пройти экологическую экспертизу. Нужны обоснования для Минприроды, которые пока не представлены.

 

Юрий Эйрих, руководитель АНКО «Эйрих-консалтинг»:

- Странно, что выбрали один-единственный маршрут со сложным правовым зонированием, хотя можно рассматривать и альтернативные маршруты. Например, изначально хозяйственная зона – это маршрут Шелехметь – Сосновый солонец.

Насколько я знаю, при предыдущем изменении положения о национальном парке, предлагаемое Минтрансом изменение оспаривалось «Гринписом». [Включен(а/о) в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации] Где гарантия, что теперь новое положение не будет кто-то оспаривать? Очевидно, чтобы этого не произошло должна быть проведена независимая экологическая экспертиза. Вопрос даже не в том, что дорога через Шелехметь удобней, хотя это так, а в том, что уже много лет говорят о строительстве дороги через Подгоры, в бюджет закладывалась строка на проектирование дороги, но строительства до сих пор нет.

Дорога необходима жителям как воздух. Уверен, что госорганы должны либо подготовить все необходимые обоснования и изменить зонирование, либо проектировать дорогу по альтернативному маршруту, где зонирование позволяет строительство изначально.

 

Ольга Ткачева, краевед и этнограф из Рождествено:

- Дорога нужна прежде всего национальному парку. «Самарская лука» - это не заповедник, у которого главная цель в сохранении природы. Главная задача нацпарков не только сохранить природу, но и вести работу в сфере посвящения и познавательного туризма. Как можно развивать туризм без дороги? Без дороги нельзя ни привести туристов, ни вывозить за ними мусор, ни привести продукты. В случае несчастного случая, нужно вывести больного человека. Нормальное развитие туристической деятельности национального парка, которое ему вменено собственным положением и законодательством, невозможно без строительства дороги.

 

Лидия Савельева, глава сельского поселения Рождествено:

- Никакой туристической деятельности национального парка на территории поселения, можно сказать, нет. То, что есть, находится в каком-то зародышевом состоянии. Не понятно, кто, куда и к кому должен обратиться, чтобы доказать действительную необходимость строительства этой дороги. Об этом было сказано уже на всех уровнях и все жители поселения говорят в один голос: нам очень нужна эта дорога, чтобы и хлеб завести и больных транспортировать.

Организатором круглого стола выступила АНКО «Эйрих-консалтинг» в рамках проекта «Право и жизнь в Национальном парке Самарская Лука» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

В работе круглого стола предпочли не принимать участие представители министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Возможно, у министра Александра Ларионова есть более важные, чем интересы жителей Рождествено, приоритеты.

Максим Уэбер