В уголовном деле о смерти пациентки клинической больницы имени Пирогова, роженицы Елены Николаевой появляются новые детали. По информации «Засекина», сейчас в качестве одной из версий следователи рассматривают использование некачественных расходных материалов во время операции. Симптоматично, что на прошлой неделе медицинское учреждение приняло решение расторгнуть контракт с ООО «Медитек» - компанией, которая вследствие бесконкурентных электронных торгов в феврале этого года получила контракт на поставку «расходников» для больницы имени Пирогова. В решении о расторжении контракта указано, что «Медитек» якобы поставлял больнице некачественные материалы, не соответствующие условиям заключенного соглашения. Разрыв отношений с компанией, как отмечают заинтересованные наблюдатели, может быть связан с попыткой руководства клиники отмежеваться от неоднозначной компании на время расследования.

Смерть матери тройняшек стала выразительной и трагичной иллюстрацией кризиса, который развивается в системе здравоохранения Самарской области. Представить, что в 21 веке в большом городе в государственной больнице после удачно проведённой операции молодая, здоровая женщина может умереть от заражения крови, кажется, невозможно. Но…

10 мая этого года в родильном отделении ГБУЗ СГКБ №1 имени Пирогова 31-летней жительнице Самары Елене Николаевой было сделано кесарево сечение. Николаева стала матерью трёх здоровых, доношенных мальчиков. После операции молодая мама жаловалась на плохое самочувствие, однако, врачи списали самочувствие роженицы на последствия наркоза. Через несколько дней Николаева попала в реанимацию. Спустя 116 дней после кесарева сечения Елена, перенёсшая семь операций, скончалась от сепсиса в больнице имени Середавина.

Следственный отдел по Кировскому району Самары областного СУ СК России по Самарской области после смерти Елены Николаевой начал доследственную проверку по факту смерти матери тройняшек. Официальных комментариев о ходе проверки следком пока не даёт, но источники «Засекина» в Следственном комитете сообщают, что правоохранители рассматривают использование некачественно простерилизованных расходных материалов как одну из основных версий причины смерти Николаевой. Особое внимание, по неофициальной информации, правоохранители уделяют поставщику, работающему с больницей.

Показательно, что на прошлой неделе, 22 декабря, больница имени Пирогова расторгнула контракт на поставку расходных материалов с компанией ООО «Медитек». Контракт на сумму свыше 126 млн. рублей был заключён в феврале этого года по итогам электронного аукциона. Обращает на себя внимание тот факт, что несмотря на высокую стоимость контракта, ни одна медицинская компания, кроме «Медитек», не прияла участие в торгах.

Из решения о расторжении известно, что «Медитек» поставлял больнице «расходные материалы ненадлежащего качества и не соответствующие условиям контракта». Другие подробности не публикуются. О том, связан ли отказ больницы от сотрудничества с «Медитек» с новыми подробностями дела о смерти Елены Николаевой, неизвестно. Телефоны компании на момент подготовки материала к публикации не отвечали.

Начальник отдела по медицинской технике СОКБ им. В. Д. Середавина Елена Грищенко, занимающаяся обеспечением больницы медицинским оборудованием и расходными материалами, а также осуществляющая контроль за техническим состоянием и эффективным использованием оборудования, не отрицает возможности заражения по причине использования некачественного инструмента, но уточняет, что каждый случай надо рассматривать индивидуально, чтобы судить о вероятности внутрибольничной инфекции.

«Нужно понимать, какие именно расходные материалы использовались и что с ними делали. Детально: какими инструментами пользовались и как они стерилизовались. Всю логистику конкретного инструмента, от момента стерилизации до попадания в операционное поле», - говорит Елена Грищенко.

Один из врачей, работающих в Пироговке, рассказал корреспонденту «Засекина», что случаи получения внутрибольничной инфекции (ВБИ) из-за использования некачественных расходных материалов – не такое уж и редкое явление. «Известный факт – к группе риска заражения ВБИ относятся и роженицы, и новорождённые, а также пациенты, перенесшие хирургические вмешательства. А среди факторов передачи на лидирующих позициях находятся контаминированный инструментарий, плохо простерилизованные расходные материалы, инструменты и оборудование, а также антисептики и дезсредства плохого качества».

Показательна статистика: в российских стационарах ВБИ заражаются 10-17% пациентов, в Европе и США этот показатель на уровне 2-7%.

«Это при том, что проблема выявления ВБИ вообще не стоит перед российскими лечебно-профилактическими учреждениями. Смертность от ВБИ в России – 1% от зараженных, в Европе и США – в два раза меньше. Низкое качество упаковки, безусловно, повышает риск вторичной контаминации расходных материалов, зато снижает стоимость одноразовой стерильной продукции. Совпадение фактора риска и одного из факторов передачи существенно увеличивает вероятность неблагоприятного развития событий».

Но статистика – это абстрактные, неживые цифры в отчётах. А Елена Николаева – мать здоровых, доношенных тройняшек, которой в мае в родильном отделении ГБУЗ СГКБ №1 им. Пирогова сделали кесарево сечение, скончалась от сепсиса и попала в те самые 10-17 процентов.

Екатерина Маяковская [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]